Историко-психологические проблемы самопознанияСтраница 2
Наконец, рассуждая о реальности нашего познания, Локк говорит, что наши простые идеи соответствуют действительности и надо идти от них. Чем проще идея, тем более верна она, откуда делается вывод, об истинности познания с помощью математики, как относительно простой идеи. Истина - соединение знаков в соответствии с реальностью, следовательно, познание возможно без экспериментов с объектом, и даже, более того, не требует существования объекта
Фрейд
– с/п как смысл человеческой жизни. Познание того, что скрыто в б/с-ном. Гуманистич. психология: с/п – основа человеч. развития. Маслоу
– самоактуализация (осознание своих мотивов и ценностей); Роджерс
– СО (внутренняя сущность, самость); Франкл
– смысл. Психосинтез: с/п – познание своих субличностей, проблемы др. (различие своего и чужого). Др. – как условие с/п. Классическая интроспекция - с/п совершается: 1) в анализе рез-тов собствен. д-ти, своего поведения; 2) при осознании отношения др. ко мне; 3) в самонаблюдении своих состояний, мыслей. С/п является основой развития с/контроля и саморегуляции. Интроспекционисты считали, что предметом психологии м.б. только непосредственный опыт, кот. действует "здесь и теперь", а не прошлый. Вундт
- проникновение в собственный опыт, переживания. Титченер
– данные интроспекции – это сумма человеческого опыта. Джемс
– выделял существование "Я" и "Мое". "Я" – мыслящая вещь, субъект восприятия, активное в-во, кот. думает, переживает. Оно является целостным и неделимым, познать его невозможно. "Я" раскрывается в опыте переживания, с/контроля, с/регуляции. "Я" –аспект существования человека. "Мое" – то, что принадлежит субъекту. Выделяют: 1) социальное (титулы, роли, статусы); 2) физическое (тело, одежда, машиан); 3) духовное (цели, смыслы, идеологии). С/п – забота о "моем".Практика самопознания –
развивается в психотерапии.
Брентано
. Предмет психологии - психические феномены: акты сознания, которые не могут быть даны посредством самонаблюдения. Источником знания о них Б. считал внутреннее восприятие, сосуществующее в одном акте сознания с любой формой психической деятельности, каждая из которых осознается в нем как таковая: представление - как представление, суждение - как суждение, и т.д. Внутреннее восприятие, или внутренний опыт, есть в то же время источник очевидности: представление осознается в нем именно как то представление, которое мы имеем, суждение - именно как то суждение, которое мы высказываем, и т.д. Здесь намечается основной пункт его расхождения с И. Кантом: по Б., внутренний опыт не содержит в себе разделения на вещи-в-себе и явления. Основными признаками отличия психических феноменов от физических являются следующие: 1) все психические феномены или сами суть представления, или основаны на представлениях; 2) каждый психический феномен характеризуется интенциональным (ментальным) существованием в нем предмета, или направленностью на объект. Б. заново вводит средневековый термин "интенциональный", который становится одним из основных в философии 20 в.
Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся
Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических ...
Метафора «путь»
Эта метафора особенно популярна в российской политике всех времен. Даже у нынешнего президента страны — В.В. Путина — однокоренная фамилия. В советское время метафора светлого пути к коммунистическому будущему смотрела на граждан практически со всех сторон. Да и основная экспрессивная форма выражения негативных эмоций в нашей культуре с ...
Особенности речевого развития
дошкольников с ЗПР
Современный подход к рассмотрению вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется пониманием тесной связи процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
Исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия позволили определить п ...