RSS Feed

Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
Страница 2

Психология » Основы психологии » Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Штерн теория конвергенции, учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий.

Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими.

Социально-исторический подход развития психики:

Карл Бюлер: стадии психического развития. Главное внимание он уделял творческому мышлению.

Развивая идею о роли творчества в психическом развитии, Бюлер создал эвристическую теорию речи. Речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми.

При переходе от стадии к стадии помимо интеллекта развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Говоря о значении детской игры для психического развития, Законы психического развития. Неравномерность, гетерохронность, пластичность, компенсация, дифференциация и интеграция. Неравномерность - темп развития познавательных процессов неодинаков в онтогенезе (как созревание, так и угасание) Пики: раннее детство подростковый возраст (20 лет -интелл. развитие и пси функций, до 40 лет - плато развития). Гетерохронность - не синхронность, расхождение в сроках созревания систем. (невербвальная созревает раньше - к 20, вербальная - к 40), внутри каждой системы гетерохронность созревания. Пластичность - зависимость развития пси функций от условий существования. Особ. пластичности от среды больше у вербальных функций.

Теории психического развития в детском возрасте.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Два общих положения, характерных для большинства концепций

: 1. выделяются две группы факторов, обуславливающих РП: природные задатки и внешнее окружение. 2. признается наличие некоторых универсальных законов РП, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения, которое должно идти впереди развития. Фрейд, Эриксон, Эльконин, Пиаже, Выготский.

Страницы: 1 2 


Проведение профотбора фирмы «КВЕСТ». Актуальность проведения профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий уровень сервиса. Сотрудники сервисного центра прошли обучение у ведущих производителей оборудования ...

Социальная работа с детьми девиантного поведения ( на примере г.Ульяновска). Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения
Профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, органов власти и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантн ...

Мотивация достижения
Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении. В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка я ...