Эксперимент: общие требования к организации и планированиюСтраница 2
Виды экспериментов: Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Реальный экс-т - изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой характеристике, как внутренняя валидность - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент, по сравнению с идеальным. Она характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор. Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей "прообразом" для эксперимента; возможность переноса результатов, полученных в эксперименте на весь класс жизненных ситуаций. Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда проводится подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в которым выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменными. Критический эксперимент проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы. Термин "пилотажное исследование" применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируется основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни. Методы организации исследования: (по соответствию метода признакам идеального исследования).
1. Экспериментальное исследование – попытка установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.
2. Квазиэксперимент - любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или параллельный контроль с участием контрольной группы, кот. заменен сравнением результатов тестирования группы до и после воздействия.
Этапы эксперимента.
1. Определение схемы эксп-та, этапы работы, уточнение гипотезы и вбор переменных.
2. Выбор экспертн. инструмента (методики, аппаратура регистрации).
3. Отбор ирасперделение исп-х по группам.
4. проведение эксп-та.
5. Выбор методов статистической обработки.
6. Интерпритация ре-тов. Выводы.
Лабораторный эксперимент разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. Но наряду с этими преимуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной социальной ситуации. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте.Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что изменение зависимой переменной вызвано изменением именно независимой переменной. Однако, фактически, в науке (особенно в психологии) невозможно со стопроцентной уверенностью утверждать, что внутренняя валидность соблюдена. Например, невозможно изучить какой-то психический процесс отдельно от психики в целом. Поэтому всегда при любом психологическом эксперименте учёный может лишь максимально (но не абсолютно) удалить или минимизировать разнообразные факторы, угрожающие внутренней валидности. Эффект последовательности - влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним.
Исследование невербального мышления дошкольников без речевых патологий и с
общим недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников без речевых патологий и дошкольников с ОНР третьего уровня.
Гипотеза настоящего исследования: уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника с общим недоразвитием речи имеет отклонения о ...
Социально–демографические факторы суицидального риска. Заболеваемость
и распространенность
Каждую минуту в мире предпринимается суицидальная попытка. 60–70 раз в день она заканчивается смертельно. Различие в частоте суицидов по всему миру достигает 153 раза и колеблется от 0,1 на 100 тыс. населения в Кувейте до 45,9 в Венгрии. Низкое число суицидов (ниже 10 на 100 тыс. населения) отмечается на Мальте, в Египте, Мексике, Греци ...
Копинг-поведение и стресс. Что такое копинг-поведение
Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. В работе немецких авторов используется термин "bewaltigung" (преодоление). Отечественные исследователи понятие "Копинг-поведение" интерпретируют как совладающие поведение или психологическое преодоле ...