RSS Feed

Эксперимент: общие требования к организации и планированию
Страница 1

Психология » Основы психологии » Эксперимент: общие требования к организации и планированию

Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. Эксперимент - основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. Постановка проблемы – начало любого исследования. Изменчивость мира – порождает проблемы. Но в отличие от житейской проблемы, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она – операционализирована, и м. решаться определенными методами. Выделяют этапы порождения проблемы:

1) выявление нехватки научного знания о реальности;

2) описание проблемы на уровне обыденного языка;

3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Гипотеза – научное предположение, вытекающее их теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Различают теоретические гипотезы, которые входят в структуры теорий в качестве основных частей, и гипотезы, которые подлежат экспериментальной проверке. Также различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы, статистическая гипотеза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. Экспериментальная гипотеза - первична, статистическая - вторична. Основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы (переменные контролируются) и конкретизирована (сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры). По содержанию гипотезы м. разделить на гипотезы о наличии: а) явления, б) связи между явлениями, в) причинной связи между явлениями. Собственно экспериментальными являются "в". В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Независимая переменная - это переменная, которую изменяет экспериментатор (характеристики заданий, особенности ситуации (внешние условия), управляемые особенности (состояния) испытуемого). Центральная проблема при проведении экспериментального исследования - выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных. В качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения (число ошибок; время, которое затратил испытуемый при решении задачи). Параметры поведения: 1) формально-динамические (точность-ошибочность действий, скорость выполнения, латентное время, темп или частота действий и др.) и содержательные, которые предполагают описание в терминах используемой теории. Можно выделить три типа зависимых переменных: одномерную, многомерную, фундаментальную. Внешние ("прочие") переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди них выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. Контрольной переменной называется дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной. Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Экспериментальная гипотеза должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: "Если А, то В". Переменные должны контролироваться в эксперименте: А - управляться экспериментатором, В - регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Независимая переменная регистрируется, т.к. между зависимой переменной и параметрами поведения существует функциональная (психорегулятивная) связь Экспериментальное воздействие служит для изменения независимой переменной.

Страницы: 1 2 3


Учения о темпераменте. Формальные теории видов темперамента. Типы темперамента по И. Канту
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с точки зрения современных подхо­дов можно первые связать с эмоциональностью ка ...

Особенности российского менталитета. Метафора «выращивание»
Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в России существовали различные формы крепостничества, которое со временем изменялось только в сторону ужесточения. Есл ...

Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...