RSS Feed

Метод наблюдения и опросные методы психологии
Страница 1

Психология » Основы психологии » Метод наблюдения и опросные методы психологии

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние, а также воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние.

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов. Характерным признаком н. является невмешательство исследователя в изучаемое поведение. В качестве объектов н. могут выступать личность или целая группа. Если объект н. личность, то в зависимости от целей исследования предметом н. могут являться поведение, деятельность, общение.

Виды наблюдения по степени полноты – выборочное и сплошное. В ходе сплошного н. регистрации подлежит всё, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Выборочное н. предполагает восприятие и регистрацию определённого спектра признаков поведения или деятельности. Из потока событий исследователь выбирает только то, что соответствует задачам н. В зависимости от ограничений, введённых наблюдателем – формализованное и не формализованное. Формализованное н. характеризуется наличием ограничений, заданных из вне (самим исследователем или составителем методики (карта н. Стотта)). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности, наблюдаемых факторов; ограничен выбор регистрируемых признаков. Неформализованное н. хар-ся тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней всё, что видит в наблюдаемой ситуации. В зависимости от формы записи – фотографическое, обобщённое, интерпретационное н. В зависимости от позиции наблюдателя – включённое и невключённое. По характеру направленности самонаблюдение и объективное н.

Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. "Данные самонаблюдения" означают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть непосредственно открытыми ему. Сознавать что-то – значит непосредственно знать это. Использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к явлениям или как к "сырому материалу", а не как к сведениям о закономерных связях и причинных отношениях. Регистрация фактов сознания – не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Он должен полагаться на изобретательность своего ума, а не на изощренность самонаблюдения испытуемого. Вот в каком смысле можно говорить об использовании данных самонаблюдения.

К опросным методам в психологии относят интервью, анкетирование, беседу.

Опрос – метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного общения) исследователя с респондентами. Существует 2 типа опроса: 1. "лицом к лицу" - это интервью или беседа; 2. "заочный опрос" - анкеты.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, мотивация), и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Объектом б. является человек, предметом: индивидуально-психологические особенности личности (характера, способностей), особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности), система социальных отношений личности, самосознание (самооценка, самоотношение), смысловая сфера личности (ценности, смыслы). Беседа может выступать в роли диагностического инструмента, основная функция которого – получение как можно более богатой, полной информации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. Функция – помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Страницы: 1 2


Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
Логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы позволило выделить 2 подгруппы детей: дети с общим недоразвитием речи III уровня развития (ОНР – III ур.) и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Таблица 3 Дети с ОНР III ур. – 50% Дети с ФФН – 50% Для детей с ФФН данной подгруппы характерно неправильное ...

Приложения
Приложение №1. Бланк для ответов опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова Бланк для ответов Фамилия Имя Отчество . Образование Род занятий (профиль учебы) . Пол Возраст .ммммммммм 1 — не характерно, 2 — мало характерно, 3 — довольно характерно, 4 — характерно. № 1 2 3 4 ...

Психоанализ: история и современность. Теоретические и исторические аспекты
Психоанализ (душа, разложение, расчленение) – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенности переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление созданное З. Фрейдом и его последователями. Психотерапия (душа, уход, лечение) – комплексное лечебное вербальное и невербальное возд ...