RSS Feed

Метод наблюдения и опросные методы психологии
Страница 1

Психология » Основы психологии » Метод наблюдения и опросные методы психологии

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние, а также воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние.

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов. Характерным признаком н. является невмешательство исследователя в изучаемое поведение. В качестве объектов н. могут выступать личность или целая группа. Если объект н. личность, то в зависимости от целей исследования предметом н. могут являться поведение, деятельность, общение.

Виды наблюдения по степени полноты – выборочное и сплошное. В ходе сплошного н. регистрации подлежит всё, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Выборочное н. предполагает восприятие и регистрацию определённого спектра признаков поведения или деятельности. Из потока событий исследователь выбирает только то, что соответствует задачам н. В зависимости от ограничений, введённых наблюдателем – формализованное и не формализованное. Формализованное н. характеризуется наличием ограничений, заданных из вне (самим исследователем или составителем методики (карта н. Стотта)). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности, наблюдаемых факторов; ограничен выбор регистрируемых признаков. Неформализованное н. хар-ся тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней всё, что видит в наблюдаемой ситуации. В зависимости от формы записи – фотографическое, обобщённое, интерпретационное н. В зависимости от позиции наблюдателя – включённое и невключённое. По характеру направленности самонаблюдение и объективное н.

Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. "Данные самонаблюдения" означают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть непосредственно открытыми ему. Сознавать что-то – значит непосредственно знать это. Использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к явлениям или как к "сырому материалу", а не как к сведениям о закономерных связях и причинных отношениях. Регистрация фактов сознания – не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Он должен полагаться на изобретательность своего ума, а не на изощренность самонаблюдения испытуемого. Вот в каком смысле можно говорить об использовании данных самонаблюдения.

К опросным методам в психологии относят интервью, анкетирование, беседу.

Опрос – метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного общения) исследователя с респондентами. Существует 2 типа опроса: 1. "лицом к лицу" - это интервью или беседа; 2. "заочный опрос" - анкеты.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, мотивация), и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Объектом б. является человек, предметом: индивидуально-психологические особенности личности (характера, способностей), особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности), система социальных отношений личности, самосознание (самооценка, самоотношение), смысловая сфера личности (ценности, смыслы). Беседа может выступать в роли диагностического инструмента, основная функция которого – получение как можно более богатой, полной информации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. Функция – помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Страницы: 1 2


Мотивация одобрения
(шкала лживости Д. Марлоу и Д. Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном. Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Е ...

Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
I серия эксперимента. При выполнении первого задания дети обнаружили различные уровни развития объема внимания, самым характерным для них оказался средний уровень. Высокого уровня развития объема внимания не показал ни один ребенок. Средний уровень развития объема показали 8 детей (80%). Дети воспроизвели 3-4 точки из 8 за 15 секунд. Р ...

Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстром ...