RSS Feed

Метод наблюдения и опросные методы психологии
Страница 1

Психология » Основы психологии » Метод наблюдения и опросные методы психологии

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние, а также воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние.

Наблюдение – метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов. Характерным признаком н. является невмешательство исследователя в изучаемое поведение. В качестве объектов н. могут выступать личность или целая группа. Если объект н. личность, то в зависимости от целей исследования предметом н. могут являться поведение, деятельность, общение.

Виды наблюдения по степени полноты – выборочное и сплошное. В ходе сплошного н. регистрации подлежит всё, что происходит в данный момент с объектом; фиксируются самые разнообразные проявления психической жизни, имевшие место в текущем временном промежутке. Выборочное н. предполагает восприятие и регистрацию определённого спектра признаков поведения или деятельности. Из потока событий исследователь выбирает только то, что соответствует задачам н. В зависимости от ограничений, введённых наблюдателем – формализованное и не формализованное. Формализованное н. характеризуется наличием ограничений, заданных из вне (самим исследователем или составителем методики (карта н. Стотта)). Это ограничение может касаться оценки степени выраженности, наблюдаемых факторов; ограничен выбор регистрируемых признаков. Неформализованное н. хар-ся тем, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней всё, что видит в наблюдаемой ситуации. В зависимости от формы записи – фотографическое, обобщённое, интерпретационное н. В зависимости от позиции наблюдателя – включённое и невключённое. По характеру направленности самонаблюдение и объективное н.

Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. "Данные самонаблюдения" означают факты сознания, о которых субъект знает в силу их свойства быть непосредственно открытыми ему. Сознавать что-то – значит непосредственно знать это. Использование данных самонаблюдения предполагает обращение к фактам сознания как к явлениям или как к "сырому материалу", а не как к сведениям о закономерных связях и причинных отношениях. Регистрация фактов сознания – не метод научного исследования, а лишь один из способов получения исходных данных. Экспериментатор должен в каждом отдельном случае применить специальный методический прием, который позволит вскрыть интересующие его связи. Он должен полагаться на изобретательность своего ума, а не на изощренность самонаблюдения испытуемого. Вот в каком смысле можно говорить об использовании данных самонаблюдения.

К опросным методам в психологии относят интервью, анкетирование, беседу.

Опрос – метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного общения) исследователя с респондентами. Существует 2 типа опроса: 1. "лицом к лицу" - это интервью или беседа; 2. "заочный опрос" - анкеты.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, мотивация), и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Объектом б. является человек, предметом: индивидуально-психологические особенности личности (характера, способностей), особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности), система социальных отношений личности, самосознание (самооценка, самоотношение), смысловая сфера личности (ценности, смыслы). Беседа может выступать в роли диагностического инструмента, основная функция которого – получение как можно более богатой, полной информации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. Функция – помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Страницы: 1 2


Психологические особенности отношений детей с задержкой психического развития
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эм ...

Диагностика темперамента Айзенка
Описание методики: Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Так же, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне испытуемый отвечал на него. Отвечать на вопросы мо ...

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон , ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...