RSS Feed

Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии
Страница 2

Психология » Основы психологии » Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии

4. Комплементарная проекция

- проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

Проективные методы характеризуются следующими свойствами:

1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

2) "открытость" множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

Классификация (Е.Т. Соколова):

1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

5) экспрессивные — рисование на свободную тему;

6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения".

Достоинства проективных методов:дают глубинный срез личности, используются для "наведения мостов" с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ "правилен".

Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты "на совести" экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять "вторичную проекцию" - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

Страницы: 1 2 


Психологическое содержание труда
В содержании труда с психологической точки зрения входят: 1) цели (представления о результатах труда). Русалова выделила следующие цели: * материальная заинтересованность * непосредственный интерес к процессу * переживание социальной значимости результатов труда 2) мотивы (это психологические причины, определяющие целенаправленные ...

Архетип в символизме сна
Сны служат целям компенсации. Это означает, что сон – нормальное психическое явление, передающее бессознательные реакции или спонтанные импульсы сознанию. Многие сны могут быть истолкованы с помощью самого сновидца, поскольку он может дать ассоциации к образам сна и их контекст, с помощью которых можно обозреть все аспекты сновидения. ...

Теоретические основы понятия деструктивного развития личности. Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, ...