RSS Feed

Понятие о мышлении
Страница 2

Психология » Основы психологии » Понятие о мышлении

Характеристика основных форм мышления.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений, связи и отношения между отдельными свойствами и признаками объекта.

В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов:

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками (понятиями). Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков.

Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения-доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными.

Взаимосвязь мышления и чувственного познания.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий.

Традиционное объяснительно обучение – его содержание – усвоение формулировок, зн-й и т.п. с составлением классификаций, типологий и т.п. Это – словесное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий кардинально отличается от традиционных методов обучения. Это – спец. психолого-пед. теория, кот. обосновывает построение учебной д-ти таким образом, что за короткий срок на основе внешних, предметных действий, кот.организуются по определенным правилам, формируются знания и умения. Ее суть: учение рассматривается как д-ть, а умственные процессы – это действия. Т.е. проводиться аналогия между практической и умственной д-тью. Эту теорию разработал Гальперин. Она обобщила и подтолкнула к дальнейшему развитию учения о происхождении психических процессов и внутренних состояний из внешней д-ти. Любое умственное действие рассматривается как внешнее, связанное с практическим планом. Согласно этой теории, полноценные понятия у учащихся м.б. сформированы только в том случае, если процесс их формирования идет через усвоение соответствующих действий. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его св-в, подлежащих формированию, создать условия для формирования этих св-в, разработать систему ориентиров, необходимых или достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки, наз. ориентировочной, вторая – исполнительная. На ориентировочную часть выполняемого действия обращается особое внимание. Она считается главной, от нее зависят уровень и качество исполнения формируемого действия, она является педагогическим ср-вом управления действием – ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного выполнения ООД у учащегося возникает адекватный план выполнения действий, способы контроля коррекции ошибок. Ориентировочные операции, входящие в состав ООД м.б. активными (на начальном этапе) и пассивными (когда действие уже сложилось).

Страницы: 1 2 3


Исследование особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель, задачи, методика исследований
Как говорилось выше, сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности и проявляется в недостаточной сформированности сенсорных эталонов. Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются: – изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками ...

Теории мышления
Все существующие на сегодняшний день теории мышления кардинально различаются на две большие группы по вопросу происхождения мышления. Первая группа теорий, получившая особое распространение в немецкой психологии, представителем которой можно назвать гештальтпсихологию, считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются вр ...

Ауторегуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживаю ...