Понятие о мышленииСтраница 2
Характеристика основных форм мышления.
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений, связи и отношения между отдельными свойствами и признаками объекта.
В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов:
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками (понятиями). Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков.
Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения-доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными.
Взаимосвязь мышления и чувственного познания.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.
Теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий.
Традиционное объяснительно обучение – его содержание – усвоение формулировок, зн-й и т.п. с составлением классификаций, типологий и т.п. Это – словесное обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий кардинально отличается от традиционных методов обучения. Это – спец. психолого-пед. теория, кот. обосновывает построение учебной д-ти таким образом, что за короткий срок на основе внешних, предметных действий, кот.организуются по определенным правилам, формируются знания и умения. Ее суть: учение рассматривается как д-ть, а умственные процессы – это действия. Т.е. проводиться аналогия между практической и умственной д-тью. Эту теорию разработал Гальперин. Она обобщила и подтолкнула к дальнейшему развитию учения о происхождении психических процессов и внутренних состояний из внешней д-ти. Любое умственное действие рассматривается как внешнее, связанное с практическим планом. Согласно этой теории, полноценные понятия у учащихся м.б. сформированы только в том случае, если процесс их формирования идет через усвоение соответствующих действий. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его св-в, подлежащих формированию, создать условия для формирования этих св-в, разработать систему ориентиров, необходимых или достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки, наз. ориентировочной, вторая – исполнительная. На ориентировочную часть выполняемого действия обращается особое внимание. Она считается главной, от нее зависят уровень и качество исполнения формируемого действия, она является педагогическим ср-вом управления действием – ориентировочная основа действия (ООД). В результате правильного выполнения ООД у учащегося возникает адекватный план выполнения действий, способы контроля коррекции ошибок. Ориентировочные операции, входящие в состав ООД м.б. активными (на начальном этапе) и пассивными (когда действие уже сложилось).
Этические и культурные требования к выступлению в аудитории
Публичное выступление -
это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. ...
Поведенческие особенности одаренного ребенка
дошкольного возраста
Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение и высокая успешность выполнения;
- использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения пре ...
Иерархическая модель развития индивидуальности
Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня:
4. Индивидуальность
...