RSS Feed

Психология речи. Виды и функции речи. Мышление и речь
Страница 1

Психология » Основы психологии » Психология речи. Виды и функции речи. Мышление и речь

Речевое общение развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово – разновидность знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Выделяют функции языка:

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта- язык – средство кодирования информации об изученных свойствах предметов, явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

2. средство общения (коммуникации) – язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если указывается прямо на то, что надо сделать) или косвенное (если собеседнику сообщаются сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации)

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) – человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык – основное орудие планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач.

Речь имеет 3 функции:

1. сигнификативную (обозначение) – отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.

2. обобщения – слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

3. коммуникации (передача знаний, отношений, чувств) – выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В этой функции речи выделяют 3 стороны: информационную (передача знаний, связана с функциями обозначения и обобщения); выразительную (помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения); волеизъявительная (направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего).

Страницы: 1 2 3


Теория черт гордона оллпорта
Личность, по Оллпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде. Структура личности у Оллпорта изначально представленна как черты (трайты, traits), и в то же время, поведение мотивируется трайтами. То есть, по сути, структура и динамика личности - од ...

Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»
Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему предложенную Орлом В.Е. [27,20] Индивидуальные факторы. Организационные факторы. Социально-демографические: возраст, пол, уровень образования, семейное положение. Условия работы: рабочие перегрузки ...

Методы исследований в инженерной психологии
Инженерная психология пользуется широким ассортиментом методов и конкретных методик, которые сложились в психологической науке, а также других смежных с ней областях (кибернетики, лингвистики, теории информации и т.д.). Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, которые направлены на выявление закономерностей информац ...