Теории эмоций
Ч.Дарвин. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Теория эмоций П.К.Анохина. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности.
Согласно Симонову, эмоция - отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н – С).
Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим".
Клапаред между восприятием опасной ситуации и эмоцией страха ввел "чувство опасности", являющееся отражением предшествующей ему моторной установки. Свою схему он подкрепляет следующим доводом: жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что эмоция страха следует за чувством опасности, когда человек не в состоянии убежать или защитить себя. Здесь надо добавить, что страх возникает и тогда, когда опасная ситуация благодаря случаю или действиям человека закончилась благополучно, но человек начинает осознавать, чем все это могло кончиться.
Физологические основы чувств Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него, тем более глубоким является переживание чувств. Возникающая вследствие этого перестройка системы временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры в б.п., находятся различные центры физиологич. д-ти организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и т.д. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную д-ть ряда внутр. органов. Переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной д-ти, нарушается секреторная д-ть.
Кора б.п.в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таки обр., сдерживаются внешние выражении чувств. Если кора чрезмерно возбуждена, при переутомлении, при опьянении – то возбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает сдержанность.
Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возник. отриц. эмоций – "центры страдания", расположенные в разных участках мозга, образуют единую систему. В связи с этим, отриц. эмоции перживаются довольно однообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. Центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоций ("центры удовольствия") – менее связаны друг с другом - положит. Эмоции разнообразнее.Левое полушарие связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных.
Теория функциональных с-м (Анохин). Здесь детерминанты повед-я – будущий рез-т – это определенное соотношение орг-зма и внеш. среды, кот. прекращает действия, направленные на его достижение и делает возможным реализацию следующ. поведенческого акта.
Функциональная с-ма – комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у кот. взмд-я и взимоотнош-я приобретают хар-р взмд-я компонентов, направленного на получение полезного рез-та. Это возможно, если есть модель будущего рез-та (цель).
Акцептор рез-та дей-я – формируется до рез-та, этим опред-ся целенаправленность повед-я. В акцепторе рез-та дей-я содержаться модели конечного повед-я и его параметры.
Отличие эмоций как режимов функционирования психики от режимов функц-я орг-зма – теория эмоций Вундта. Выделял 3 полюса: 1) удовольствие – неудовольствие; 2) возбуждение (адреналин) – успокоение (серотонин); 3) разрядка – напряжение.
Характеристика речевого и
психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недост ...
Понятие кризиса
Из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже было сказано, детские и подростковые кризисы. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению.
Кризис, от греч ...
Результаты
Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
После сравнительно спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководс ...