RSS Feed

Мотивационно-потребностная сфера чел

Психология » Основы психологии » Мотивационно-потребностная сфера чел

В отлич от направ-ти л-ти, кот связа с доминирующ потреб и интерес, под мотивац сферой л-ти поним всю им-ся у дан чел сов-ть мотивац образ: диспозиций(мотивов), потреб и целей, аттитюдов, поведенч паттернов, интересов. С т зр развитости, ее хар-ют по широте, гибкости и иерархизи-ти (РС.Немов).

Под широтой мотивац сферы поним кач разнообраз мотивац факторов. Чем > у чел разнообраз мотивов, потреб, интересов и целей, тем более развитой явл его мотивац сфера. Мотивац сфера л-ти сама явл латентным образ, в кот конкретн мотивы как времен функцион образ-я появ лишь эпизодически, пост сменяя др др.

Иерархизированность мотивац сферы - это отраж в созн чел значимости той/иной потреб, мотивац уст-ки, др мотивац диспозиц, в соот с чем одни им доминир знач при формир мотива, а др - подчин, второстепен одни использ чаще, др - реже. Целенаправ формир мотивац сферы л-ти - формир самой л-ти, т.е. в осн педагогич задача по восп-ю нравственности, формир интересов, привычек. В ст-ре л-ти мотивация заним особое место и явл осн понятием, кот использ для объяснения движ сил п-я и д-ти чела. Потреб-объективн необход-ть S(организма) в чем-то внеш, облад предметным содерж. Леонтьев:потреб-нужда. Объем потреб - кол-во благ, необход для ее удовлетвор. Раздел пост и актуальн объем. С.Л.Рубинштейн:потреб д б представлена психич. Ее отраж- моция. Эмоция - отраж потреб, ее акт-го сост. Для естествен потреб: в случае дефицита - фрустрация - негатив эмоц сост, возник при невозможности удовлетвор потреб, достичь пост цели. Связь м/д потреб и ее отраж м.б. косвен. Потреб выраж в желан, стремлениях, кот искаж по отнош к св источ. Потреб-объектив необход-ть во внеш благе, им опред объем и представ психически. Потреб в св развит им 2 кач фазы: 1)предмет еще не определен, 2)опредмечивание потреб - появ мотива и д-ти. То, что направ д-ть-предмет потребности. Потреб-сост индивида, созд испытываемой нуждой в Отах, необход для его сущ и развит и выступисточником его акт-ти. Мотив-предмет потреб, направ д-ть. Осн функции мотива: 1)связь мотива и потреб. Функц - побужде. 2) д-е - проц, мотив и цель кот не совпадают. Функц - смыслообраз. Мотив-это побужд к соверш поведенч акта, порожд сист потреб чела и с разн степ осознав либо не осознав им вообще. Эмоция-психич представ мотива в его отнош к целям, рез-там. Эмоция им смысл. соот мотива и смысла: мотив выполн св функцию даже тогда, когда не осозн. Осозн мотив-цель. Могут осозн верно или неверно(мотивировка). Мотивы делятся на ведущ и подчинен. Ведущ придают д-ти личностн смысл. В отеч Y мотив часто отожд с потреб (Симонов); поним как предмет потреб (Леонтьев), понимается как осознан потреб. Термином "мотивация" в совр Y обознач как минимум 2 психич явления: 1)сов-ть побуж, вызыв акт-ть индивида и опред ее акт-ть, т.е. сист факторов, детерминир п-е; 2)проц образ-я, формир мотивов, хар-ка проц, кот стимулирует и поддерж повед-ую акт-ть на опред Ур-не. Теор мотивации: Биологические: Ч. Дарвина стали изуч разумн формы п-я у животных, с дру - инстинкты и рефлексы у чел, рассм в качестве мотиваци факторов. Гормическая концепция - У.Макдугаллом: движ силой инд и соц п-я явл особая прирожд(инстинктивная) энергия ("горме"), опред хар-р восприятия объектов, созд эмоц возбужд и направ умствен и телесные д-я орг-ма к цели. Психоаналитич теория З Фрейд. У 3.Фрейда и его послед в детерминации п-я реш роль отвод бессознат, подав-е побужд кот со стор "Сверх-Я" приводит к неврозам. Бихевиористская концепция: объясняют п-е через схему "стимул - р-ция", рассм раздраж-ль как акт источник реакции орг-ма; динамич усл п-я явл реактивность орг-ма, т.е. его способ отвеч специфич образом на раздраж, мотив-ю стали понимать как сост, функция кот в сниж порога реактивности орг-ма на некот раздражи. В этом случ мотив рассм как энергизатор/сенсибилизатор. Маслоу иерархич теор потреб-"пирамида потреб" П самовыраж-П признания и самовыраж-П принадлежности и причастности-П без-ти и увер-ти в будущем-Физиол потре. Физиол потреб и потреб без-ти и увер-ти в будущ (защищенности) относ к первичным(базисн) потреб, а ост виды-это вторичные(произвольн), непрерывно измен потреб или метапотребности. Когнитив и соц-когнитивн теор Теор когнитивн диссонанса Л.Фестингером, сущ комплекс зн-й об Отах и людях, назв когнит сист, кот м.б. разной степ слож-ти, соглас-ти и взаимосвяз-ти, сложность от кол-ва и разнообраз включ в нее зн-й. Джулиан Роттер-прогноз п-я чел в повседневных сит им след модель: потенциал потреб=свободе д-ти+ценность потреб; чел склонен стремится к целям, достиж кот б. подкреп, и ожид подкреп б. им выс ценность. Теор каузальной атрибуции: истолков Sтом межличн восприят причин и мотивов п-я др людей и развит на этой осн способ предсказ их будущее п-е. Теор мотивации достиж успехов и избег неудач в различ видах д-ти М достиж успеха-стрем чел добиват успехов в различ видах д-ти и общен. М избег неудачи-относ устойч стрем-е чел избег неудач в жизн сит, связ с оценкой др людьми рез-тов его д-ти и общен. Локус контр-хар-ка локализац причин, исходя из кот чел объясн св п-е и ответ-ть, как и наблюд-е им п-е и ответ-ть др людей. Интернальный(внутр) локус контр-поиск причин п-я и ответ-ти в самом чел; экстернальный(внеш) локус контр-локализац причин и ответ-ти вне чел, в окруж его среде, судьбе. Самооценка-оценка л-тью себя, св возможн, кач-в, + и -, св места среди др людей. Ур-нь притяз-желаем ур-нь самооц л-ти, максим успех в том/ином виде д-ти(общ), кот рассчит добит чел. Л-ть хар-ют потреб в общ (аффилиация), мотив власти, мотив оказ помощи людям(альтруизм) и агрес-ть. Аффилиация-стрем чел быть в общ-ве др людей, наладить с ними эмоц-полож добрые взаимоотнош. Антиподом аффилиации - м отвергания, кот прояв в боязни б. отвергнутым, не принятым лично знаком людьми. М власти-стрем чела облад властью над др, господст, управ и распоряж ими. Альтруизм-стрем чел бескорыстно оказ помощь людям, антипод-эгоизм как стремл удовлетвор св корыстн личн потреб и интересы без относ к потреб и интересам др людей и соц гр. Агрессивность-стрем чела нанести физич, моральн или имущ вред др людям, причин им неприятность Мот беспомощности. Селигман(теор "выучен беспомощ-ть") полагает, что выучен беспомощ, наруш связи м/д п-ем и его рез-том - прич депрессии. Выуч беспомощность ослаб перед уверен-ю, что неудачи случ и связ с неблагопр стечением конкре обст-тв, а успех опред собст кач-ми чел, его способ самост реш трудн задачи. Мех-м сдвига мотива на цель:А.Н. Леонтьев. Д-я, кот раньше служ для достиж целей, подчин какому-то опре мотиву, приоб самост знач и отщепляются от первонач мотивац. При этом вспомогат цели, на кот дан д-я были направлены, приобрет статус самост полноцен мотива В ПД выдел 3 гр методов: прямые, личностн опросники, проект методы. Прямые: в их осн полож прям оценка представ-й чел о прич и особ п-я и т.д. По прям м-кам м. судить о кажущ мотивах, причин стереот, цен-х ориентац чел. Они не дают нам инф о реально действ мотивах п-я(анкеты,интервью,прям вопрос) Личн опросники: в них предлаг утвержд, кас некот повед хар-тик, кот прямо не соот мотивам, но эмпирически связ с ними. Осно пробле изме мотивац связ со сниж объект-ти ответов из-за д-я фактора соц. желат-ти, защит. мотивац(опросник Мехрабиана) Проект методики: постр на а-зе продуктов воображ и фантазии. Они осн на исслед влиян мотивац на воображе и перцепцию. Использ для диаг-ки глубин мотивац образ, особ неосозн мотивов. +:исслед глубин. проц мотивац. сферы, сниж д-е защит. мех-мов, выс надежность мн методик. -:противоречи дан о валидности, необход учит вклад детерминант в конкретн сит, необход совместн использ прях и косвен методов. Опросник для измер аффилиативн тенденц и чувствит-ти к отверж (А.Мехрабиан). Модификации:тест-опросник мотивации аффилиации ТМА-модифик Магомед-Иминова. Теор осн: исп-е факторного а-за для опреде внутр стр-ры опросника Исслел общ ожид инд-да о позит и негат исходе при установл межличн контакта. Шкалы: СП(стрем к принят), СО(страх отверж). Обраб: подсчет сум бал по кажд шкале, сопост индексов, опред доминир мотивац тенденции. Опросник для измер результирующей тенденции мотивации достиж Мехрабиана Модиф: ТМД. 2 формы: А-для м, В-для ж. Теор осн: т. мотивации достиж Аткинсона. Шкалы: мотив стрем к успеху и избег неудачи. Методика измеряет результир тенденцию к мотивации достиж, т.е.разницу м/д мотивом стрем к успеху и избег. неудачи. Обраб: подсчет суммар.балла покаждой шале, опреде доминир тенденции на основе сум балла.ТАТ. Модиф: для диагн-ки мотивац подростка, для лиц различ к-го Ур-ня, для лиц пожил и старче возраста. Теор осн: представ-е З.Фрейда о мех-ме проекц…


Рекомендации
В число обязательных задач, которые необходимо решать службе психологического обеспечения в УВД, входят задачи по выявлению, коррекции и профилактике профессиональной деструкции работников УВД. Для этого практическому психологу необходимо: 1) знание психологических механизмов профессиональной деструкции, объективных и субъективных факт ...

Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функцио ...

Общение и деятельность
Общение является первой социальной потребностью ребенка, его первой деятельностью. Через него происходит освоение ребенком всех остальных видов деятельности, будь то игра, учебе или труд. Вначале развития ребенка общение является единственным видом его деятельности и поэтому имеет особенно большое значение. Потребность младенца в общен ...