RSS Feed

Введение
Страница 2

Логика личностного онтогенеза заключается в прогрессирующем «расширении» временного горизонта, в выходе за пределы «здесь-и-теперь», освоении личного и внеличного прошлого, ориентации на вероятное будущее. Специфика субъективных моделей прошлого, настоящего и оудущего оказывается зависимой не только от возраста, но и от половых, индивидуально-типологических, социально-психологических и других факторов (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984; В. И. Ковалев, 1988; и др.). В целом ряде экспериментальных и теоретических работ показано, что в определенные возрастные периоды имеются более или менее характерные структуры субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего, и, что особенно важно, эти структуры оказываются достаточно тесно связанными с разнообразными поведенческими, интеллектуальными и эмоциональноволевыми особенностями.

Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон.

Актуальность исследования

заключается в том, что данная тема «Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени раннем юношеском возрасте» еще недостаточно исследована. Но разработка данной проблемы имеет важное социальное, научное и практическое значение, так как дает возможность найти наиболее эффективные пути для успешного самоопределения старшеклассника, что является одной из существенных задач всестороннего развития личности человека и подготовки его к оудущей самостоятельной жизни.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования

является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования

– личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования

– временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования

: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психолого-педагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы

:

Страницы: 1 2 3


Сознание и деятельность
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. Человек, движимый каким-нибудь влечением, будет д ...

Проблема методологии возрастной психологии. Методологические основы изучения психологии человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность ...

Особенности трудового поведения русских
Об отношениях к труду русских существуют два прямо противоположных мнения. Одни наблюдатели, особенно иностранцы, наблюдая нашу бедность, житейскую неустроенность, считают нас ленивыми. Другие, обращая внимание на грациозные масштабы России, тяжесть климатических условий, очевидные успехи в науке, промышленности и искусстве, невозможные ...