RSS Feed

Введение
Страница 2

Логика личностного онтогенеза заключается в прогрессирующем «расширении» временного горизонта, в выходе за пределы «здесь-и-теперь», освоении личного и внеличного прошлого, ориентации на вероятное будущее. Специфика субъективных моделей прошлого, настоящего и оудущего оказывается зависимой не только от возраста, но и от половых, индивидуально-типологических, социально-психологических и других факторов (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 1984; В. И. Ковалев, 1988; и др.). В целом ряде экспериментальных и теоретических работ показано, что в определенные возрастные периоды имеются более или менее характерные структуры субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего, и, что особенно важно, эти структуры оказываются достаточно тесно связанными с разнообразными поведенческими, интеллектуальными и эмоциональноволевыми особенностями.

Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последние десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв» временных зон.

Актуальность исследования

заключается в том, что данная тема «Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени раннем юношеском возрасте» еще недостаточно исследована. Но разработка данной проблемы имеет важное социальное, научное и практическое значение, так как дает возможность найти наиболее эффективные пути для успешного самоопределения старшеклассника, что является одной из существенных задач всестороннего развития личности человека и подготовки его к оудущей самостоятельной жизни.

Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи как К.А. Абульханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, В. Дильтей, Е.И. Головаха, Э. Гуссерль, И.С. Кон, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, М. Хайдеггер и др.

Целью исследования

является исследование взаимосвязи личностных характеристик и представлений о времени в ранней юности.

Объект исследования

– личностные особенности в ранней юности.

Предмет исследования

– временные представления в ранней юности; интеллект и самооценка в ранней юности.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования

: в раннем юношеском возрасте развитие субъективных временных представлений взаимосвязано с интеллектом и самооценкой; психологическое содержание временных представлений при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психолого-педагогической работы.

Нами были выдвинуты частные гипотезы

:

Страницы: 1 2 3


Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Десятиминутный отдых в этом положении, сочетаемый с правиль ...

Основные психологические теории и их взаимосвязь
Структура личности по Фрейду (Психоаналитические теории личности) Теория сексуального развития 3. Фрейда Защитные механизмы по Фрейду Бихевиоризм Поведенческая концепция Б. Скиннера Типология поведения по Макгвайру Когнитивные теории личности Иерархия потребностей А. Маслоу Самоактуализация личности Трансперсональная психология ...

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей
Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100 % наблюдений при аутизме резко отстает в своем формировании – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакци ...