RSS Feed

Введение
Страница 3

- формирование наиболее значимой ретроспективы в ранней юности взаимосвязано с неадекватной самооценкой;

- формирование наиболее значимой будущей перспективы в ранней юности взаимосвязано с адекватной самооценкой;

- формирование временной перспективы со взаимосвязанными ретроспективой, настоящим, и будущей перспективой определяется уровнем развития интеллекта.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи

:

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной перспективой.

2. Описать содержание временной перспективы в ранней юности

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы в ранней юности и ее взаимосвязь с интеллектом и самооценкой.

5. Разработать систему формирующих средств, направленных на формирование взаимосвязанной и структурированной временной перспективы в ранней юности.

Методологической основой

исследования выступают представления о времени интуитивизма А. Бергсона, философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля, проблема времени в экзистенциализме М. Хайдеггера, а также концепция временной перспективы Ж. Ньюттена, взгляды Л.С. Выготского, проблема жизненного пути С.Л. Рубинштейна, концепция личностного времени К.А. Абульхановой-Славской, исследования временной перспективы И.С. Кона, причинно-целевая концепция психологического времени личности Е. И. Головахи и А.А. Кроник.

Для проведения исследования использовались следующие методы

: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за старшеклассниками; экспериментальная беседа; тестирование; формирующий психологический эксперимент.

Процедура исследования включала следующие методики

:

1. Диагностика самооценки – по методике Дембо-Рубинштейн.

2. Диагностика интеллектуального уровня при помощи методики – иногофакторного исследования личности Р.Кеттелла.

3. Для выяснения содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе – методика ситуативной каузометрии А.А. Кроника.

При выполнении дипломной работы было выявлено основное противоречие

: несмотря на многочисленные исследования в области психологии личности и возрастной психологии, до сих пор нет комплексного исследования, направленного на изучение психологических условий формирования временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данное противоречие определило проблему

исследования по разработке и апробации системы коррекционно-развивающих занятий по формированию временной перспективы в раннем юношеском возрасте.

Данная проблема позволила сформулировать тему

дипломной работы «Взаимосвязь личностных характеристик ранней юности и ее представлений о времени».

Научная новизна

данного исследования состоит в том, что в современной литературе проблема психологического времени – одна из менее рассмотренных и разработанных. Предложено психологическое исследование содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте с учетом таких личностных особенностей старшеклассника как интеллект и самооценка. В нашей работе основные акценты сделаны на изучении субъективной картины прошлого и настоящего, учтено то, что модель будущего человека определяется как реальными особенностями ретроспективы, так и спецификой осознания этих особенностей, субъективным отношением к ним.

Практическая значимость

настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о времени и тем самым формирования адекватных личностных характеристик старшеклассника. Также практическая значимость исследования определяется предлагаемой системой коррекционно-развивающих занятий, направленной на формирование временной перспективы. Программа формирующего эксперимента дает возможность корректировать временную перспективу старшеклассника, изменять отношение к времени своей жизни, помогает эффективно использовать свой временной потенциал.

Страницы: 1 2 3 


Характер
В психологии граница разделения темперамента и характера достаточно условна. Генотип он определил как прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотип - как комбинацию врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания, или характер. Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодейств ...

Проявление кризиса в поведении ребенка
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выра ...

Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.
В последние годы западная психология как бы вновь открывает для себя проблему воли, о чем свидетельствуют высказывания и работы видных психологов. Первым научным экспериментальным исследованием воли была работа Н. Аха (1905), хотя он сам говорил о своих предшественниках Е. Кольмоттере и К. Ригере. Н. Ах предложил метод «систематического ...