RSS Feed

Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многократное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Цель работы: выявить уровень волевой готовности детей 6 - 7лет к обучению в школе.

Объект исследования: дети 6 – 7 лет.

Предмет исследования: особенности развития волевых качеств у детей 6 – 7 лет.

Гипотеза: дети 6 – 7 лет, воспитывающиеся в одинаковых условиях, имеют разный уровень волевой готовности к школе.

Задачи работы:

1. Выявить у детей 6 –7 лет умение строить свою деятельность по словесной инструкции.

2. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по улучшению волевой готовности к школе.

Методы исследования: теоретический анализ психологической и методической литературы; эксперимент, наблюдение, беседа; метод количественной и качественной обработки данных.

Для проведения эксперимента использовались методики "Определение уровня волевой готовности ".[8]

Для выявления уровня волевой готовности мы провели констатирующий эксперимент.

В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Проходил в МДОУ №4 г. Нолинска.

Эксперимент состоял из двух диагностических заданий. В основу модифицированных знаний были положены диагностические методики "Определение уровня волевой готовности".[8]

Задание №1.

Выявление умения слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию и строить свои действия согласно этой инструкции.

Подготовка исследования: каждому ребенку выдается чистый лист бумаги и карандаш.

Проведение исследования: проводится индивидуально с каждым. Ребенку говорится: "Нарисуй в ряд 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуй третий, шестой, девятый кружки, а остальные оставь чистыми". Время не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно.

Обработка данных. Уровни:

В – задание выполняет точно.

С – рисует заданное количество кружков, но штрихует не в требуемом инструкцией порядке.

Н – количество кружков не соответствует инструкции, штриховка отсутствует.

Задание №2.

Выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

Подготовка исследования: ребенку дают лист бумаги в клетку, на котором обозначены четыре точки (т.н. опорные), которые служат началом выполнения задания.

Проведение исследования: выполнение задания занимает примерно 15 минут. Проводится 4 серии.

1 серия: ребенок проводит только те линии, которые ему диктуют. Когда он провел линию, должен ждать, пока не скажут, как проводить следующую. Следующую линию нужно проводить там, где кончилась предыдущая не отрывая карандаша от бумаги. Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаги. И получили вот такой рисунок.

2 серия: после этого перейти к рисованию тренировочного узора. Ребенок рисует по команде: "Ставим карандаш на самую верхнюю точку. Начали. От точки ведите линию вверх на одну клеточку (пауза), теперь вправо на одну клеточку (пауза), вниз на одну клетку и т.д.". У ребенка должен получиться вот такой узор.

Во время рисования этого узора можно исправлять допущенные ребенком ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и следят только за тем, чтобы ребенок не переворачивал свой листочек и начинал новый узор с нужной точки. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию.

3 серия: следующая инструкция звучит так: "Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо и т.д.". Продиктовать три элемента следующего узора.

4 серия: теперь следует узор: "Поставь карандаш на следующую точку. Начинаем. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо и т.д.". Должен получиться такой рисунок.

"Дальше продолжай узор сам до конца строки".

Обработка данных: тренировочный узор не учитывается. Уровни:

В – диктант выполняет точно и правильно продолжает.

Страницы: 1 2


Психологические особенности развития синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога
Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. Тема профессионального здоровья относится к числу первоочередных в общем перечне научных задач, поставленных перед психологией здоровья. Пребывание в профессии составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни челове ...

Эксперементальные изучения ребенка с синдромом раннего детского аутизма (монографическое исследование). Психоогическая диагостика аутичного ребенка
Ранняя диагностика аутизма имеет большое значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной сфере зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Еще в 1978 году М.Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это: - особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне св ...

Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
Логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы позволило выделить 2 подгруппы детей: дети с общим недоразвитием речи III уровня развития (ОНР – III ур.) и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Таблица 3 Дети с ОНР III ур. – 50% Дети с ФФН – 50% Для детей с ФФН данной подгруппы характерно неправильное ...