RSS Feed

Проективные методы

Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать свободное описание какого-либо объекта, события, вылепить скульптурное изображение и т.п.

Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция.

В зависимости от формы и организации предъявленного материала различают следующие наиболее известные проективные методики: методика чернильных пятен Роршаха — одна из самых популярных проективных методик, которая была впервые описана Германом Роршахом в 1921 году. До него стандартизованные серии чернильных пятен использовались психологами для изучения воображений и других функций. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, применив чернильные пятна для диагностического исследования. Тест состоит из 10 стандартных картинок, выполненных в черно-белых, черно-красных и цветных пастельных тонах, предъявляемых в определенной последовательности. Методика Роршаха позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к миру, уровне тревоги и т.п.

Методика фрустраций Розенцвейга направлена на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Фрустрация — это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов. Обычно фрустрация наступает, когда на пути достижения цели возникают непреодолимые (или кажущиеся непреодолимыми) препятствия любой формы, в том числе в виде угроз, обвинений, конфликтных требований.


Типы акцентуаций личности
Демонстративный — развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности. Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотло ...

Психология труда и инженерная психология
Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда. Инженерная психология развивалась на основе психологии труда ...

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей
Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100 % наблюдений при аутизме резко отстает в своем формировании – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакци ...