RSS Feed

Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работы
Страница 1

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работы

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение коррекционно-развивающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволяет говорить еще об одном аспекте – месте игры в решении вопросов выявления, предупреждения и преодоления неблагоприятных вариантов детского развития – устранения их проявлений и причин. Поэтому, зная адаптирующие, диагностические, дидактические, воспитательные и коррекционно-развивающие функции игры, ее позитивное влияние на процессы детского развития и коррекцию их недостатков, мы в своей программе использовали адаптированную методику А.А. Осиповой, в которой предложены игры способствующие развитию внимания через одновременное развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, общей моторики. Занятия проводились фронтально два раза в неделю, в течение трех месяцев воспитателем. Одновременно нами былы подобраны игры для коррекционно-логопедической работы, которая строилась с учетом особенностей речевого развития и развития внимания детей и игры, которые использовались в качестве физкультминуток на всех занятиях в течение всего эксперимента.

При проведении программы мы учитывали следующие принципы:

Принцип

возрастания сложности

заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности был доступен каждому ребенку, это позволяло поддерживать интерес в коррекционной работе и возможность испытать радость преодоления.

1.

Деятельностный принцип коррекции.

Коррекционная работа велась через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создавалась позитивная основа для сдвигов в развитии личности ребенка.

2.

Учет эмоциональной сложности материала.

Проводимые игры создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Акцентирование внимания на успехах детей позволяло повысить интерес к деятельности. Отрицательная оценка была полностью исключена.

3.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.Признание нами факта уникальности и неповторимости каждой личности, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4.

Принцип комплексности методов коррекционного воздействия.

Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Совместная работа логопеда, воспитателя и родителей.

Цель программы:развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, объема)

Задачи программы:

– развитие сенсорного внимания через одновременное развитие зрительного восприятия;

– развитие слухового внимания через одновременное развитие слухового восприятия;

– развитие моторно-двигательного внимания;

– повышение познавательного интереса.

Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды и заинтересованность родителей.

Попадая в специально организованную развивающую среду, дети с нарушением внимания и речи имели возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формировало у них веру в успех). Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием и речью), дети учились контролировать полученный результат, развивать познавательный интерес. Игры и материалы были доступны детям, они могли ими пользоваться в любое свободное время: «Шашки», «Квартет», «Танграм», «Волшебный круг», «Мозаика», «Лабиринты», «Домино», «Лото». В процессе занятий у детей наблюдался стойкий интерес ко всем играм, но особую заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие сенсорного и моторно-двигательного внимания, во время игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих силах. Более низкий интерес к играм, направленным на развитие слухового внимания, нами объясняется тем, что у всех детей снижен интерес к словесной деятельности как наиболее трудной, вызывающей большее напряжение внимания и соответственно большую утомляемость, а у детей с нарушениями речи тем более.

Страницы: 1 2


Уровень целевой установки
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. ...

Человек: индивид, личность, индивидуальность
Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Понятие человека тесно связано с понятиями «личность», «индивид», и «индивидуальность». Личность – это многог ...

Роль мотивации в повышении эффективности спортивной деятельности
Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию в различных ситуациях. В спортивной деятельности важно изучение причин, которые детерминируют предпочтение конкретных лиц заниматься тем или иным видом спорта. Как известно, в настоящее время выделяют три группы мотивов: физ ...