Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работыСтраница 1
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение коррекционно-развивающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволяет говорить еще об одном аспекте – месте игры в решении вопросов выявления, предупреждения и преодоления неблагоприятных вариантов детского развития – устранения их проявлений и причин. Поэтому, зная адаптирующие, диагностические, дидактические, воспитательные и коррекционно-развивающие функции игры, ее позитивное влияние на процессы детского развития и коррекцию их недостатков, мы в своей программе использовали адаптированную методику А.А. Осиповой, в которой предложены игры способствующие развитию внимания через одновременное развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, мышления, общей моторики. Занятия проводились фронтально два раза в неделю, в течение трех месяцев воспитателем. Одновременно нами былы подобраны игры для коррекционно-логопедической работы, которая строилась с учетом особенностей речевого развития и развития внимания детей и игры, которые использовались в качестве физкультминуток на всех занятиях в течение всего эксперимента.
При проведении программы мы учитывали следующие принципы:
Принцип
возрастания сложности
заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности был доступен каждому ребенку, это позволяло поддерживать интерес в коррекционной работе и возможность испытать радость преодоления.
1.
Деятельностный принцип коррекции.
Коррекционная работа велась через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создавалась позитивная основа для сдвигов в развитии личности ребенка.
2.
Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Акцентирование внимания на успехах детей позволяло повысить интерес к деятельности. Отрицательная оценка была полностью исключена.
3.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.Признание нами факта уникальности и неповторимости каждой личности, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4.
Принцип комплексности методов коррекционного воздействия.
Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Совместная работа логопеда, воспитателя и родителей.
Цель программы:развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, объема)
Задачи программы:
– развитие сенсорного внимания через одновременное развитие зрительного восприятия;
– развитие слухового внимания через одновременное развитие слухового восприятия;
– развитие моторно-двигательного внимания;
– повышение познавательного интереса.
Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды и заинтересованность родителей.
Попадая в специально организованную развивающую среду, дети с нарушением внимания и речи имели возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекционно развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формировало у них веру в успех). Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием и речью), дети учились контролировать полученный результат, развивать познавательный интерес. Игры и материалы были доступны детям, они могли ими пользоваться в любое свободное время: «Шашки», «Квартет», «Танграм», «Волшебный круг», «Мозаика», «Лабиринты», «Домино», «Лото». В процессе занятий у детей наблюдался стойкий интерес ко всем играм, но особую заинтересованность вызывали игры, направленные на развитие сенсорного и моторно-двигательного внимания, во время игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих силах. Более низкий интерес к играм, направленным на развитие слухового внимания, нами объясняется тем, что у всех детей снижен интерес к словесной деятельности как наиболее трудной, вызывающей большее напряжение внимания и соответственно большую утомляемость, а у детей с нарушениями речи тем более.
Нарушения чувствительности
Диспарейния, или гениталгия
Диспарейнией, или гениталгией, называют болезненные ощущения в области половых органов. Они могут быть как соматогенного, так и психогенного происхождения. В первом случае причиной их чаще всего бывают воспалительные процессы или травмы половых органов, во втором — психические факторы.
В зависимости от связ ...
Стратегии поведения в конфликте К.Томаса
Вам предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации. В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для вашего собственного поведения.
Читая подряд эти суждения, отмечайте характерные для вас. ...
Причины и функции конфликтов
Причинами зарождения конфликтов могут быть противоречия, связанные с различиями представлений о целях, ценностях, интересах, способах деятельности. Все причины организационно-трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе объективных причин лежат объективные недостатки организации (плохая организация труда, ...