RSS Feed

Причины и факторы девиантного поведения
Страница 1

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими неуспехами в учебе, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая запущенность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей [21].

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося по ведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления в сфере морали и поведения создает городская среда с ее аномальностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм ценностей, отсутствием твердыхо бразцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающегося поведения в подростковой среде [7].

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых правил и норм поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации) [3].

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем уже зависит не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными ценностями. При этом средствам и способам такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть и слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой. Некоторые из них остигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая сопротивления. Все это оказывает влияние на формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Факторы, порождающие различные формы отклонений.

а) внешние факторы риска;

б) внутренние факторы риска.

Внешние факторы.

1. Процессы, происходящие в обществе:

Отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей.

Несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений.

Безработица (явная и скрытая).

Отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми.

Страницы: 1 2


Эмпирическое исследование жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Программа исследования
Исследование проводилось в феврале-марте 2010 года Цель изучить особенности жестокости и агрессивности подростков и юношей. Эмпирическим объектом являются подростки и юноши . Предметом исследования является степень выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей. В качестве гипотезы исследования выступи ...

Типы акцентуаций личности
Демонстративный — развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности. Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотло ...

Особенности невербального мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
Проанализируем результаты обследования детей с третьим уровнем речевого развития. Анализ проводился по тому же алгоритму, с использованием аналогичных таблиц для фиксации результатов. Результаты методик анализировались и оценивались в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результаты обследования детей экспериментальной г ...