RSS Feed

Введение

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Именно с такими ситуациями подчас приходится сталкиваться пожарным, поэтому особенно актуально провести сравнительный психологический анализ аффектогенного характера их работы.

В настоящее время наблюдается возрастание роли пожарного в обществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показывает статистика, в России за 2004 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от них достиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесных массивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5-3 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2004 году при тушении пожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за год только на пожарах погибает 35–40 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых для предупреждения и тушения пожаров. Помимо этого, важность психологического изучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектирования новых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса в пожарном деле. В связи с тем, что профессия пожарного относится к группе охранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их от уничтожения огнем, то в процессе выполняемой работы пожарные имеют дело, как с людьми, так и с материальными объектами. Исходя из распространенного деления профессий по системам взаимодействия «субъект – объект труда», профессию пожарного относят к профессиям, где взаимодействие происходит в системе «человек – среда – человек».

Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.

Поэтому целью моей работы является анализ аффектогенного характера профессиональной деятельности пожарных, что достигается решением следующих задач:

· рассмотрение основных теоретических понятий исследования, то есть эмоций, аффекта, аффектогенности;

· проведение анализа влияния личности пожарных на их действия в аффектогенной ситуации;

· выявление влияния индивидуальных качеств, психологических характеристик и временных неблагоприятных факторов на действия пожарных в аффектогенной ситуации.

Работа состоит из трех глав. В первой главе определяются основные понятия исследования, во второй главе рассматриваются особенности профессиональной деятельности пожарных с точки зрения психологии, в третьей главе проводится исследование эмоционального состояния пожарных в экстремальных ситуациях, и делаются выводы.


Уровень целевой установки
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. ...

Выводы
Исследование эмоциональной компетентности родителей 1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности. 2. Диагностика уровня эмпатии родителей по ...

Доверие как фактор, способствующий формированию социального капитала социального капитала
В качестве референта социального капитала мы будем использовать межличностное и организационное доверие сотрудников. Концепция социального капитала основана на понятии доверия (Ланцман, 2007). Люди доверяют свои вклады банкам, банки инвестируют деятельность промышленных компаний и транснациональных корпораций, которые создают новые раб ...