RSS Feed

Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных
Страница 1

Психология » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера » Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных

Аффектогенность профессиональной деятельности пожарных заключается в постоянно возможном посягательстве на вмененные им в охрану объекты в виде пожара. Рассмотрим подробно характер их деятельности.

Состав пожарной части, как правило, состоит из начальника караула, который возглавляет дежурный караул, и дежурного караула, состоящего из одного, двух и более отделений, в зависимости от местных условий.

Дежурный караул обычно характеризуется слаженностью и сработанностью, поскольку боевые условия деятельности сами способствуют отбору более надежных людей. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ успех зависит от эффективного выполнения всеми членами коллектива своих обязанностей. В этих условиях начальник караула должен быть формальным и фактическим лидером в коллективе, именно это обстоятельство требует от него умения заменить любой номер боевого расчета, в опасный и трудный момент взять на себя инициативу и повести людей за собой.

Основное содержание деятельности начальника караула заключается в обеспечении боевой готовности подчиненного подразделения. Это достигается выполнением следующих задач:

· обеспечением постоянной готовности караула к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства;

· созданием условий для быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнения боевой задачи и т.д.

Начальник караула является первым руководителем тушения пожара, от его действий напрямую зависит успех. По данным статистики, в 64 % из всех случаев успех тушения пожара зависел от правильной оценки руководителем тушения пожара обстановки и принятых им решений. Тушение пожара от руководителя требует решения сложных задач при отсутствии алгоритмов принятия оптимальных решений.

В современных условиях труд пожарных стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так как повсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения и специальной техники. Работа пожарных частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность пожарных протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требует применения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что способствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и травматизма.

Деятельность пожарных можно разделить на два резко различающихся вида. Первый характеризуется режимом ожидания сигнала на выезд, то есть значительно сниженной активностью и в то же время постоянной готовностью к боевым действиям. Этот режим можно назвать режимом тревожного ожидания, который является существенной характеристикой профессиональной деятельности и не может не отразиться на личностных особенностях. Развиваются такие качества, как ответственность, сдержанность, осторожность, склонность к беспокойству, снижение активности. Благодаря этому происходит развитие сдерживающих, контролирующих качеств личности. Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожара, имеет существенно иные характеристики, требующие от пожарных оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации пожара. Таким образом, для начальника караула и его подчиненных характерной является работа в режиме ожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять готовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцирует быстрое утомление. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара. Оценка психического состояния сотрудников ГПС после боевых действий по ликвидации пожара, последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное число пожарных находится в состоянии психической дезадаптации. Наличие указанных стрессогенных факторов создает большие трудности в работе пожарных, снижает их физическую и психическую работоспособность. Изложенное подтверждает важность психологического изучения профессиональной деятельности пожарных, которое позволяет выявить необходимые требования к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, определить всю совокупность профессионально важных качеств.

При этом психологическое исследование аффектогенных факторов профессии требует комплексного подхода. Оно предполагает изучение результатов самой деятельности и условий, в которых она выполняется; исследование особенностей личности специалиста, а также своеобразия и динамики его психического состояния; рассмотрение социальных и психологических аспектов трудового процесса. Использование системного подхода и комплексности позволяет раскрыть сложность профессии, выявить ее содержательные и структурные особенности, установить многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих трудовой процесс, выявить присущее ему напряжение различных психических функций и на основании этого определить полную совокупность требований к человеку как субъекту соответствующей профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2


Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к школе
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешная адаптация вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие. К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. ...

Модели изучения интеллекта
Способности человека можно разделить на следующие группы: • общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); • модально-общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект); • специальные ...

Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект
Глубинная психология: ее олицетворяет фрейдизм, кот. понимает личность как невротическую, находящуюся в противоречии с собой. Это индивид, погруженный в решение своих проблем. Фехнер: образ айсберга. Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания. Психика существует вне и независимо от сознания, а бессознательна ...