RSS Feed

Введение
Страница 1

Исследование насилия привлекает сегодня самое пристальное внимание исследователей разных областей науки по нескольким причинам. И хотя этот интерес не лишен противоречий и внутренних сопротивлений, он может нас вывести в новую сферу знаний о природе человека.

Внимание к проблеме насилия продиктовано, конечно же, своеобразием социально-исторической ситуации XX века: огромные жертвы войн, тоталитарных режимов, шокирующие публику подробности жестоких преступлений, распространение терроризма, усиление отчужденности человека, большое количество суицидов, частое обессмысливание жизни - как форма хронического суицида и т.п. Все это требует не столько эмоциональной реакции, сколько рациональной научной рефлексии. При этом формируется запрос к науке, с одной стороны, и к власти, с другой, - найти средства борьбы с причинами и последствиями действий агрессивности человека и в человеке.

Развивающаяся идеология гуманизма призывает индивида найти в себе силы противопоставить добрую волю искушению агрессией. Исследователи же озадачиваются объяснением парадокса одновременного сосуществования в обществе гуманистических достижений и безудержной жестокости.

Практика социальной жизни и практика воспитания постоянно сталкиваются с необходимостью определить место в развитии человека ранним детским проявлениям деструктивности, взаимному насилию в семье, в школе, в микросоциальных отношениях. Постоянное присутствие легко и часто наблюдаемых фактов проявления насилия подталкивает общественное сознание к простым и очевидным выводам о ее причинах. И сегодня часто востребованы такие социологические, психологические и педагогиеские теории о насилии, которые бы не разрушали мифологему наивного детства или природной беспорочности человека. Однако искушение простотой может часто приводить к масштабным ошибкам и тупиковым выводам. В любом случае внешне детерминированный общественный интерес к проблеме, побуждает науку к конструированию объяснительных моделей.

1. Насилие

Насилие

- феномен сложный, многоаспектный. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими.

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А.Гусейнов в своей статье "Понятие насилия": "Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы.

Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение. Не принято считать насильственными действия волка задравшего корову, или охотника, победившего в рукопашной схватке медведя. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать

(вопрос о форме обязательств, которая может быть неявной, унаследованной и т. д., мы сейчас не рассматриваем); насилие есть преступление

Страницы: 1 2 3


Исследования критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют подростки от 14 до 17 лет мужского пола. Вторую группу составляют подростки от 14 до 17 лет женского пола. Все подростки воспитываются в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних (приюте). Исследование проводилось при пом ...

Процедура проведения исследования в фирме ООО «КВЕСТ»
В настоящем исследовании использован репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) или техника репертуарных решеток (РР), разработанные Дж. Келли[5]. Метод РР предназначен для описания и изучения уникальных и изменчивых личностных свойств. Он представляет собой индивидуально ориентированный подход к субъективному шкалированию и дает в ...

Теории эмоций
Ч.Дарвин. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в к ...