RSS Feed

Формирующий эксперимент
Страница 1

Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь в юношеском возрасте человек начинает не только задумываться, но и самостоятельно выстраивать свою перспективу будущего, формулировать собственные планы, намерения, выбирать, кем и каким ему быть в будущем. Но и эта чрезвычайно важная работа делается обычно урывками, не систематически, от случая к случаю, становясь часто в результате не только бесполезной, но и вредной, поскольку приобретает форму пустык, бездейственных фантазий.

Данные, полученные в результате эмпирического исследования, указывают на необходимость специальной работы по формированию адекватной будущей временной перспективы в юношеском возрасте.

В последнее время ведение тренинговых групп стало одной из распространенных форм психологической работы. Психологические тренинги считаются наиболее удобной формой работы, так как имеют ряд преимуществ, одним из которых является возможность работать сразу с несколькими клиентами.

Проводимый тренинг развития временной перспективы имел целью создание условий для личностного роста и формирования будущей временной перспективы.

Учитывая, что важным фактором эффективности является регулярность проведения занятий, тренинговые занятия проводились два раза в неделю: во вторник и четверг после окончания учебных занятий. Состав группы был закрытый. При проведении тренинга был создан и поддерживался благоприятный психологический климат в группе, способствующий возникновению чувства личной безопасности у участников на тренинговых занятиях.

Существенным элементом всех использованных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, - обычно это краткие записи, иногда рисунки, которые должны делать подростки. Именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу.

Участникам тренинга предлагалось проанализировать следующее: "Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем".

Теперь из всего того, о чем было написано, предлагалось выбрать четыре самых важных на этот год цели. "Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле "почему" намного важнее, чем "как".

Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить: 1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, 2) конкретна ли эта формулировка, 3) есть ли ясное представление о результате, 4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец, 5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

Цель упражнения – составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ проблемы
При общении с ребенком от родителей подчас ускользают некоторые процессы и факторы, влияющие на психику ребенка и имеющие достаточно отдаленные последствия – тип личности, характер будущей самооценки, способ реагирования на жизненные удачи или неудачи и т. Д. Часто родители и не подозревают о той роли, которую играет то или иное их конк ...

Социальная работа с детьми девиантного поведения ( на примере г.Ульяновска). Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения
Профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, органов власти и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантн ...

Стресс. Стрессовые состояния у пожарных. Риск. Готовность пожарных к риску.
Известно, что экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельность пожарных. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и други ...