RSS Feed

Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации

Психология » Основы психологии труда » Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации

Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи.

Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и способности.

Психол. – кими предпосылками являются:

* понимание деятельности;

* осознание ответственности;

* определение последовательности и способов работы.

Такая готовность является результатом всестороннего развития личности.

В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:

– мотивационный (отношение к профессии);

– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);

– операционный (владение способами и приёмами);

– волевой (самоконтроль);

– оценочный (самооценка).

Высокий уровень развития этих компонентов – показатель проф. готовности.

Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.

На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.

В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.

Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал. различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)

Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:

1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;

4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.

Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.

Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, к существ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.

Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:

1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.

2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:

* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.

* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.

* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.

3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.

4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическая неадаптированность лежит в основе текучести кадров.

Факторы адаптации:

1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)

2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)

Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).


Понятие, структура и виды общения
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек — это узел связи", — писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. ...

Депрессия
Депрессия является наиболее распространенным диагнозом у лиц, совершивших самоубийство. Следует отметить, что ухудшение настроения бывает у всех. Любой человек временами испытывает подавленность, грусть и растерянность, чувствует себя одиноким и заброшенным, но обычно эти чувства бывают преходящими. Если же подобные переживания длятся д ...

Агрессивность и взаимодействие со сверстниками
Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «самых неприятных». Такие дети демонстрируют агрессивное поведение такое, как вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), в ...