Особенности речевого и
психофизического развития дошкольниковю Организация и
содержание диагностического изучения дошкольниковСтраница 1
Для того чтобы достичь цели, поставленной в нашем исследовании, необходимо было выявить особенности речевого и психофизического развития дошкольников. Эта задача была решена в ходе констатирующего эксперимента.
Эксперимент проводился в течение сентября 2008г. в детском саду «Аленушка» с. Федоровка, количество детей в группе - семнадцать человек в возрасте 4 – 5 лет. Основными направлениями диагностики были:
- оценка уровня сформированности речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры и уровня фонематического восприятия;
- психологическое обследование, предполагающее выявление особенностей развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы и личности в целом;
- обследование уровня развития моторики дошкольников направлено на состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики.
Обследование проводилось логопедом совместно с психологом и воспитателем.
Логопедическое обследование проходило в два этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе основными задачами были:
- изучение истории общего и речевого развития ребенка;
- изучение речевого окружения ребенка;
- изучение общей коммуникативной функции речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание невербальных средств - жестов, мимики, интонации педагога;
в) понимание спонтанной устной и диалогической речи.
На основном этапе выявлялись:
- уровень словарного запаса (активного и пассивного);
- лексики и грамматического строя речи;
- уровень развития звуковой стороны речи:
а) произношение звуков;
б) слоговая структура слова;
в) уровень фонематического восприятия.
Обследование проводилось в соответствии с рекомендациями учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети – сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А.Стребелевой) (Приложение№ 1). Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использовалась наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме.
Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания интересными, привлекательными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях.
Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них, мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребёнка словарный запас мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе).
Результаты диагностики были обобщены и выделены уровни речевого развития детей в соответствии с разработаными нами критериями.
Критерии уровня речевого развития
I уровень - Высокий (В)
Ребенок инициативен и самостоятелен в составлении рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности. Структура фразы не нарушена. Использует простые распространенные предложения. Речь грамматически правильная, выразительная. В звукопроизношении наблюдается нарушение отдельных звуков.
II уровень - Средний (С)
Ребенок не владеет структурой связного высказывания. Наблюдаются пропуски и нарушения логической последовательности высказывании. Использует простые предложения. Фраза аграмматична. Ошибки в использовании основных грамматических форм, согласовании. Нарушено произношение 10-15 звуков.
Исследование особенностей взаимоотношений в семьях супругов с одной сферой
профессиональной деятельности
В выборке участвовало 8 семей. Основная часть испытуемых являлись ровесниками со значительным стажем совместной жизни и профессиональным стажем, но были и недавно поженившиеся, с небольшим профессиональным стажем и семья со значительной разницей в возрасте.
По итогам исследования можно сказать, что почти все испытуемые либо вообще не с ...
Самоубийство – социально-демографические и другие внешние факторы
Пол
Мужчины чаще совершают самоубийства, чем женщины, в то время как суицидальные попытки более часты среди женщин, чем среди мужчин.
Возраст
Наиболее высокие уровни самоубийств наблюдаются в следующих возрастных группах:
молодой возраст (15-35 лет);
старческий возраст (за 75 лет).
Семейное положение
Суицидальный риск у разведенн ...
Кризис старости
Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Метафорические описания («юность старости», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.
Так, иногда кризис старшего возраста назыв ...