RSS Feed

Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников
Страница 1

Психология » Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии » Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников

Для того чтобы достичь цели, поставленной в нашем исследовании, необходимо было выявить особенности речевого и психофизического развития дошкольников. Эта задача была решена в ходе констатирующего эксперимента.

Эксперимент проводился в течение сентября 2008г. в детском саду «Аленушка» с. Федоровка, количество детей в группе - семнадцать человек в возрасте 4 – 5 лет. Основными направлениями диагностики были:

- оценка уровня сформированности речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры и уровня фонематического восприятия;

- психологическое обследование, предполагающее выявление особенностей развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы и личности в целом;

- обследование уровня развития моторики дошкольников направлено на состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики.

Обследование проводилось логопедом совместно с психологом и воспитателем.

Логопедическое обследование проходило в два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе основными задачами были:

- изучение истории общего и речевого развития ребенка;

- изучение речевого окружения ребенка;

- изучение общей коммуникативной функции речи:

а) понимание обращенной речи;

б) понимание невербальных средств - жестов, мимики, интонации педагога;

в) понимание спонтанной устной и диалогической речи.

На основном этапе выявлялись:

- уровень словарного запаса (активного и пассивного);

- лексики и грамматического строя речи;

- уровень развития звуковой стороны речи:

а) произношение звуков;

б) слоговая структура слова;

в) уровень фонематического восприятия.

Обследование проводилось в соответствии с рекомендациями учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети – сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А.Стребелевой) (Приложение№ 1). Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использовалась наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме.

Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания интересными, привлекательными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях.

Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них, мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребёнка словарный запас мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе).

Результаты диагностики были обобщены и выделены уровни речевого развития детей в соответствии с разработаными нами критериями.

Критерии уровня речевого развития

I уровень - Высокий (В)

Ребенок инициативен и самостоятелен в составлении рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности. Структура фразы не нарушена. Использует простые распространенные предложения. Речь грамматически правильная, выразительная. В звукопроизношении наблюдается нарушение отдельных звуков.

II уровень - Средний (С)

Ребенок не владеет структурой связного высказывания. Наблюдаются пропуски и нарушения логической последовательности высказывании. Использует простые предложения. Фраза аграмматична. Ошибки в использовании основных грамматических форм, согласовании. Нарушено произношение 10-15 звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы
Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии. Формы проф. ориентационной деятельности: 1) профессиональное изучение 2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах дея ...

Гуманистическая психология
Причины возникновения: появилась как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, ...

Невербальная коммуникация
Метод восприятия фотографий незнакомых людей (что замечает в фотографиях). Можно использовать картинки для выявления стереотипов. Метод получения субъективных портретов. ...