RSS Feed

Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников
Страница 3

Психология » Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии » Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников

Качественный анализ обследования выявил у большинства детей средний уровень речевого развития в соответствии с выделенными критериями. Их речь аграмматична. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже глаголы и прилагательные. Речь смазанная, дети испытывают трудности в звукопроизношении и звуковосприятии. Затрудняются в словообразовании, нарушена структура фразы. Дети замкнуты, не решительны, не идут на контакт с окружающими по причине неуверенности в себе.

Психологическое обследование ребенка проводилось по таким направлениям как:

- характеристика работоспособности и особенности усвоения знаний;

- состояние ВПФ:

а) особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

б) характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеяность);

в) особенности памяти (скорость и объем запоминания, точность воспроизведения);

г) особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении; при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений);

- состояние эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения).

Обследование проводилось психологом совместно с логопедом. После обсуждения результатов, были определены критерии, выделены уровни развития ВПФ, которые являются психологической базой речи. Методика психолого - педагогического обследования была разработана на основе рекомендаций учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети – сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А. Стребелевой) (Приложении № 2).

Критерии уровня развития ВПФ

I уровень - Высокий (В)

Ребенок свободно дифференцирует и классифицирует предметы, выполняет задание в соответствии с инструкцией, отмечается устойчивостью внимания и целостностью восприятия, сосредоточенностью на выполнении задания, развитыми процессами памяти и мышления.

II уровень - Средний (С)

Характеризуется неточным выполнением задания, частичной классификацией и дифференциацией предметов, неустойчивым вниманием, частичным восприятием предметов, недоразвития процессов памяти и мышления.

III уровень - Низкий (Н)

Ребенок отказывается выполнять задания, не дифференцирует предметы, наблюдается недоразвитие памяти и мышления, повышенная утомляемость, отвлекаемость, рассредоточенность внимания.

Результаты проведенной диагностики представлены в табл. № 2

В

С

Н

1

Аня К.

+

2

Дима В.

+

3

Лёня Б.

+

4

Данил К.

+

5

Валерия Г.

+

6

Настя Б.

+

7

Вероника

+

8

Олег К.

+

9

Андрей В.

+

10

Игорь Ю.

+

11

Артем Г.

+

12

Алена К.

+

13

Вова С.

+

14

Данил Д.

+

15

Ангелина Б.

+

Всего

6

5

4

Страницы: 1 2 3 4 5 6