RSS Feed

Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников
Страница 4

Психология » Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии » Особенности речевого и психофизического развития дошкольниковю Организация и содержание диагностического изучения дошкольников

Таким образом, у основной части детей наблюдается недоразвитие интеллектуально-перцептивной деятельности, несформированность мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

Как показали результаты логопедического и педагогического обследования, наряду с общей соматически ослабленностью детям с ЗПР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости движений.

В процессе обследования уровня развития моторики обращалось внимание на:

- статическую координацию

определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге;

б) стоять на "цыпочках".

- динамическую координацию

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах);

б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см. от пола.

- рецепрокную координацию движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно - справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на растоянии, равном длине спички), ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку;

б) определяя возможность одновременных движений рук и ног, ребенку предлагается катушка ниток, маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и ее на указательный палец.

- развитие мелкой моторики рук

а) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке;

б) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

в) соединить пальцы одной руки с пальцами другой;

г) застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков.

- развитие мимической моторики определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

а) поднять брови ("удивиться");

б) прищурить глаза ("яркое солнце");

в) сморщить нос ("кислый лимон");

г) улыбнуться ("веселый клоун");

д) надуть щеки ("толстый помидор");

е) выпятить губы ("имитация свиста").

- развитие артикуляционной моторики определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет педагога до 5:

а) удерживание губ в позе "улыбка" (как при звуке "и");

б) удержание губ в позе "овал" (как при звуке "о");

в) удержание губ в позе "трубочка" (как при звуке "у");

г) удержание языка в позе "лопаточка";

д) удержание языка в позе "иголочка";

е) удержание языка в позе "парус";

ж) переключение движений губ "улыбка-трубочка";

з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта "часы"

и) касание кончиком языка верхних и нижних зубов "качели";

к) пощелкать языком "лошадки".

Обследование уровня развития моторики проводилось совместно логопедом и воспитателем. Результаты обследования были проанализированы, выделены критерии уровня развития моторики у дошкольников и на основании критериев определен уровень развития моторики у всех воспитанников группы.

Критерии уровня развития моторики

I уровень - Высокий (В)

Движения осуществляются в полном объеме, переключение свободное, без напряжения и ошибок. Полный контроль за выполнением. Движения координированые, точные, четкие, без мышечного напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебн ...

Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления
Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но ...

Одаренные дети: особенности психического развития дошкольников
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со ...