RSS Feed

Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления

Психология » Основы психологии труда » Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления

Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.

Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но и социальная группа. Т.О. субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Для того, чтобы стать субъектом труда надо:

1) достижение высокого уровня развития способностей и др. профессионально важных качеств личности

2) удовлетворенность трудом

3) адекватное отражение объекта труда

4) развитие системы саморегуляции

5) усвоение общественно-выработанных способов деятельности

6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Психологическая сущность проблемы становления, формирования профессионального развития его личности опирается на:

а) профессионализация субъекта труда – это формирование специфических видов трудовой деятельности человека на основе развития профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих функции регуляции, становления и совершенствования субъекта труда.

б) профессионал – это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности соответствуют требованиям конкретной деятельности, обеспечивают формирование и реализацию необходимого уровня эффективности труда.

Этапы становления:

* стадия предигры (до 3-х лет) – происходит развитие сенсорики, перцептивных способностей, а также овладение манипулятивными орудийными и функциональными деятельностями.

* этап игры (3 -7 лет) – ознакомление с человеческими отношениями, самооценка, способность к самоконтролю.

* период младшего школьного детства (7–11 лет) – произвольность поведения, формирование первых этических институтов, рефлексия, овладение учебной деятельностью

* стадия избрания (11–18 лет) – овладение специальными профессиональными знаниями, представление о первичных человеческих идеалах, чувство взрослости, стремление к самостоятельности, подготовка к труду, планирование профессионального пути, выбор профессии.

* подготовка к профессиональной деятельности (18–23) – овладение представлением о будущей профессии, представление о знаниях, умениях, навыках; определяется профессиональная пригодность

* стадия профессионализма (23–25 – ….) – вхождение в отношения, в профессиональную общность, совершенствование профессионализма, формируется индивидуальный стиль деятельности.

Условия становления:

а) эффективное воздействие субъекта на объект. Приобретение человеком точной и широкой познавательной ориентированности в среде, в мире профессий и т.д.

б) формирование направленности (интерес к труду, к людям труда, к целям труда и т.д.)

в) усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий труда

г) формирование устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности

д) формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.


Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...

Испытуемые
В соответствии с целями и задачами эксперимента была сформирована выборка из 29 человек, студентов второго курса специальности «Психология». В выборку входили представители как женского, так и мужского пола. В ходе эксперимента выборка была поделена: 1) по критерию выраженности силы – слабости процессов возбуждения и торможения – на 4 ...

Биологические симптомы депрессии
Нарушения Сна. Ряд изменений может произойти в естественном цикле сна. Депрессия часто сопровождается бессонницей. «Нередко приходится слышать от больных: "Не могу припомнить, когда я хорошо спал(а) всю ночь". Обычно жалуются на то, что, проснувшись в середине ночи или рано утром, потом трудно или совсем невозможно снова уснут ...