Психологические признаки психологии труда (по Е.А. Климову)
Активность человека, использующего производительность оборудования, инструменты на рабочем месте, не всегда можно назвать трудом в психологии. Климов утверждает, что под трудом в контексте психологии труда понимают – функционирующую психическую систему, которая характеризуется 4 признаками. Эти признаки следует оценивать и осмысливать в совокупности некоторой активности человека, которая может быть отнесена к понятию труда только в том случае, если ей может быть в какой-нибудь степени приписан каждый их четырех признаков.
Если хотя бы один из признаков не может быть приписан, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова.
Признаки по Климову:
1) сознательное предвосхищение социально-ценного результата. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает данную активность трудом. Признак предвосхищения имеет место и при отдыхе и в спорте. Дело в том, что и как предвосхищается. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищенный результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т.е. как социально-ценный. Следовательно, ценность положительная.
2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели. Имеет когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный выражается в сознании субъектом неизбежности принятого порядка вещей и сознание ответственности перед людьми.
Аффективный выражается в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности, с условиями протекания деятельности, соотносимые с целью. Человек не просто помнит цель, но его тревожат факты рассогласования алгоритма действий данной деятельности.
3) сознательный выбор применения совершенствования, создание орудий и средств деятельности. Имеет три компонента:
* когнитивный (знание средств труда)
* операторный (владение средствами труда)
* аффективный (эмоциональное состояние, переживания)
4) осознание межлюдских производственных зависимостей и отношений, как живых так и овеществленных (когнитивный и аффективный компонент).
Теоретическая часть.
Тенденции и изменения на российском рекламном рынке в 2007 году
В прошлом году на российском рекламном рынке произошёл ряд существенных изменений, результатом которых стали сдвиги в важнейших областях рекламы. Ниже мы планируем рассмотреть основные изменения и сделать прогнозы относительно будущего развития рекламного рынка.
По поведе ...
Выводы исследований П.В. Тюленева. «Методы интеллектуального развития».
Цель исследований одаренности П.В. Тюленева: «…помочь родителям сделать своих детей одаренными, сохранить эту одаренность и превратить её в настоящий талант!» Природа одаренности детей окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, ...
Характеристика воли. Структура и качества воли
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение созн ...