RSS Feed

Мотивация
Страница 3

По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде.

Прямые императивные формы организации мотивационного процесса.

К прямым императивным формам воздействия относятся приказы, требования, принуждение.

Приказ, требование. В случае приказа, требования особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В связи с этим В.А.Иванников говорит о двух родах целей: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом.

Формирование мотива при заданной извне цели происходит по следующей схеме:

Задаваемая цель (приказ, требование);

Осознание задаваемой цели и ее значимости для других;

Осознание значимости цели для себя с учетом:

необходимости действий в связи с выполняемой ролью, с чувством долга;

последствиями в случаи согласия или отказа;

собственных интересов.

Актуализация потребностей:

в самоуважении;

в самосохранении (избегании наказания).

Учет возможностей, ситуаций;

Принятие решения;

Намерение (побуждение к действию)

Действие;

Реальная цель.

Приказ или требование как форма воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого (других). Требование воспринимается как проявление власти над другим. Это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям.

Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя внутренним.

Принуждение. Эта форма воздействия используется обычно тогда, когда другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать.

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий статус, чем принуждаемый.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. “Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет”, - писал К.Д.Ушинский.

Страницы: 1 2 3 


Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с нов ...

Показатели качества СЧМС
При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться: 1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи 2) иметь ясный и однозначный физический смысл 3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить 4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризую ...

Методики выявления типов темперамента и его свойств
Изучение темперамента человека может быть либо направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на изучение свойств темпера­мента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследо­вания. ...