RSS Feed

Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок
Страница 1

Психология » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера » Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Парадоксальность аффективного реагирования состоит в том, что, протекая как примитивная, чуждая личности реакция, аффект по механизму своего развития вместе с тем имеет «максимально личностный, минимально опредмеченный характер»[13]. Именно поэтому психологический анализ личности – один из важнейших этапов анализа аффектогенности профессиональной деятельности пожарных. Основная его задача – дать научный контекст для оценки аффективной феноменологии, получить надежные объяснительные критерии особенностей развития, структуры, динамики и трансформации эмоциональных реакций.

Цель нашего исследования – рассмотреть особенности эмоционально-психологического состояния пожарных в период максимальных психологических и физических нагрузок на основании сенсомоторных реакций и особенностей выбора цветов.

Объект исследования – группа сотрудников ГПС г. Ростова-на-Дону из 200 человек. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 22 до 37 лет. Образование – не ниже 10 классов. Испытуемые прошли предварительно ряд медицинских комиссий, подтверждающих их полную профессиональную пригодность.

Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст испытуемого, опыт работы в пожарных частях. Ситуация эксперимента характеризовалась повышенным физическим и психологическим напряжением испытуемых.

Гипотеза исследования – зависимость поведения в состоянии повышенных нагрузок от возраста испытуемого, психологических характеристик его личности и его текущего психологического состояния.

Методический инструмент – исследования проводились по следующим методикам[14]:

· малый тест Люшера (включает в себя 8 цветных карточек: темно-синюю, зеленую, красную, желтую, коричневую, фиолетовую, серую и черную; которые испытуемому надо выбрать в порядке предпочтения);

На основании теста Люшера, учитывая отношение испытуемых к определенному цвету можно дать характеристику его психологического состояния. В основу берутся только два цвета, имеющие соответственно минимальные и максимальные разностные пороги, т.е. промежуточные цвета не учитываются.

· рефлексометрия и определение разностных порогов цветоразличения;

Рефлексометрия – определение времени сложной сенсомоторной реакции на зрительный раздражитель. Количество сигналов контрольно. серии предъявления – 30. Модальности сигналов: красный, синий, зеленый цвета при равной интенсивности стимулов (лампочки 12 Вт). Последовательность предъявления стимулов строго определена и одинакова во всех сериях эксперимента. Перед контрольной серией предъявлений производилось ознакомление испытуемых с правилами работы на приборе, и давалась предварительная серия предъявлений, (20–30 сигналов), необходимая для выработки соответствующих навыков. Во всех контрольных сериях испытуемые получали одинаковую инструкцию: работать с максимальной скоростью. Регистрировались на отдельных электронных миллисекундомерах величины латентного периода (ЛП) и моторного компонента (МК) реакции. Для каждого испытуемого и для групп с одинаковыми типами эмоциональности закономерности распределения величин МК и ЛП, а также их стандартные отклонения вычислялись на ЭВМ.

Определение разностных порогов цветоразличения проводились на анималоскопе АН-59.

Измерения проводились согласно инструкции к прибору. Оценка эмоциональных состояний по типу сдвига цветовой чувствительности производилась по методике Э.Т. Дорофеевой (1969). Согласно этой методике изменение чувствительности по трем основным цветам связано с изменением эмоционального состояния. Таким образом, получается шесть основных комбинаций соотношений величин порогов. Эта методика получена в результате обследования значительной выборки психически больных лиц с явно выраженными различными психопатологическими синдромами. Исследования, проведенные на здоровых испытуемых, позволили дополнить эту методику, объединив конкретные эмоции в группы по принципу их взаимосвязи с функциональными состояниями нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4


Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключае ...

Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
В зарубежной психологии синдром эмоционального «выгорания» исследуется довольно давно. В отечественной психологии интерес к данному явлению возник относительно недавно. Многие психологи даже не слышали о таком феномене, и не имеют ни какого представления о нем. Существуют различные определения «выгорания». В наиболее общем виде это явл ...

Мотивация достижения
Это ориентация человека на стремление к успешному выполнению задачи, настойчивость перед лицом неудач и испытание чувства гордости при выполнении. В спортивном мире мотивацию достижения называют соревновательностью. Мартенс определил соревновательность как поведение достижения в соревновательном контексте, где соревновательная оценка я ...