RSS Feed

Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок
Страница 1

Психология » Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера » Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Парадоксальность аффективного реагирования состоит в том, что, протекая как примитивная, чуждая личности реакция, аффект по механизму своего развития вместе с тем имеет «максимально личностный, минимально опредмеченный характер»[13]. Именно поэтому психологический анализ личности – один из важнейших этапов анализа аффектогенности профессиональной деятельности пожарных. Основная его задача – дать научный контекст для оценки аффективной феноменологии, получить надежные объяснительные критерии особенностей развития, структуры, динамики и трансформации эмоциональных реакций.

Цель нашего исследования – рассмотреть особенности эмоционально-психологического состояния пожарных в период максимальных психологических и физических нагрузок на основании сенсомоторных реакций и особенностей выбора цветов.

Объект исследования – группа сотрудников ГПС г. Ростова-на-Дону из 200 человек. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 22 до 37 лет. Образование – не ниже 10 классов. Испытуемые прошли предварительно ряд медицинских комиссий, подтверждающих их полную профессиональную пригодность.

Испытуемым было предложено заполнить предварительную анкету, выясняющую Ф.И.О., возраст испытуемого, опыт работы в пожарных частях. Ситуация эксперимента характеризовалась повышенным физическим и психологическим напряжением испытуемых.

Гипотеза исследования – зависимость поведения в состоянии повышенных нагрузок от возраста испытуемого, психологических характеристик его личности и его текущего психологического состояния.

Методический инструмент – исследования проводились по следующим методикам[14]:

· малый тест Люшера (включает в себя 8 цветных карточек: темно-синюю, зеленую, красную, желтую, коричневую, фиолетовую, серую и черную; которые испытуемому надо выбрать в порядке предпочтения);

На основании теста Люшера, учитывая отношение испытуемых к определенному цвету можно дать характеристику его психологического состояния. В основу берутся только два цвета, имеющие соответственно минимальные и максимальные разностные пороги, т.е. промежуточные цвета не учитываются.

· рефлексометрия и определение разностных порогов цветоразличения;

Рефлексометрия – определение времени сложной сенсомоторной реакции на зрительный раздражитель. Количество сигналов контрольно. серии предъявления – 30. Модальности сигналов: красный, синий, зеленый цвета при равной интенсивности стимулов (лампочки 12 Вт). Последовательность предъявления стимулов строго определена и одинакова во всех сериях эксперимента. Перед контрольной серией предъявлений производилось ознакомление испытуемых с правилами работы на приборе, и давалась предварительная серия предъявлений, (20–30 сигналов), необходимая для выработки соответствующих навыков. Во всех контрольных сериях испытуемые получали одинаковую инструкцию: работать с максимальной скоростью. Регистрировались на отдельных электронных миллисекундомерах величины латентного периода (ЛП) и моторного компонента (МК) реакции. Для каждого испытуемого и для групп с одинаковыми типами эмоциональности закономерности распределения величин МК и ЛП, а также их стандартные отклонения вычислялись на ЭВМ.

Определение разностных порогов цветоразличения проводились на анималоскопе АН-59.

Измерения проводились согласно инструкции к прибору. Оценка эмоциональных состояний по типу сдвига цветовой чувствительности производилась по методике Э.Т. Дорофеевой (1969). Согласно этой методике изменение чувствительности по трем основным цветам связано с изменением эмоционального состояния. Таким образом, получается шесть основных комбинаций соотношений величин порогов. Эта методика получена в результате обследования значительной выборки психически больных лиц с явно выраженными различными психопатологическими синдромами. Исследования, проведенные на здоровых испытуемых, позволили дополнить эту методику, объединив конкретные эмоции в группы по принципу их взаимосвязи с функциональными состояниями нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4


Мотив как структурный компонент учебной деятельности
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – общение, игра, учение, труд ...

Описание и анализ результатов методики «теппинг - тест»
Проведение методики выявило различия в силе нервной системе. Исходя из этого, мы разделили испытуемых на три группы по степени выраженности силы – слабости нервной системы. Изначально анализ данных проводился в каждой группе отдельно. Таблица 5. Полученные результаты в группе испытуемых с сильной нервной системой. Испытуемые С ...

Эффективность деятельности малой группы
Проблема эффективности деятельности малой группы имеет для рассмотрения несколько оснований. Важен выбор критериев оценки эффективности. Существуют экономические, производственные, финансовые и прочие критерии. К социально-психологическим критериям оценки деятельности малой группы относят, прежде всего, продуктивность группы и удовлетв ...