RSS Feed

Групповые решения
Страница 1

Группе, для того чтобы функционировать, обеспечивать взаимодействие с другими группами и людьми во внутренней и внешней среде, необходимо принятие различных решений, реализующихся в ее деятельности. Принятие решений – разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия групповых решений может осуществляться в континууме от полного единоличного принятия решения руководителем (лидером) группы и до коллективного обсуждения.

Одним из методов принятия группового решения является метод дискуссии. Емельянов Ю.А. отмечает, что исследования, организованные под руководством К.Левина показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Так, один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе была прочитана лекция по данному вопросу; однако только 3% женщин в дальнейшем попыталась прибегнуть к совету эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий расчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемый метод.

Данный эффект объясняется следующим образом. Если слушатели в лекции в основном занимают нейтральную позицию в отношении к раскрываемой теме, то участники дискуссии формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участников могут консолидироваться или напротив, оставаться конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях (6).

Повышению эффективности групповой дискуссии способствуют (5):

1. Формулировка и уточнение сути обсуждаемых вопросов в форме, однозначной для понимания;

2. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения.

3. Обсуждение достоинства и недостатков каждого предложения,

4. Взвешивание «за» и «против» предложений, поступивших на предыдущем этапе.

5.Разработка плана и программы действий на основе наилучшего предложения.

В процессе принятия группового решения ее члены участвуют по-разному: с разной активностью и разным вкладом. Данные исследований и даже наш жизненный опыт подтверждают этот факт. Так, подобно известной теореме В.Паретто о том, что 80% людей в организации выполняют 20% объема работы, и, наоборот, в процесс принятия групповых решений в обычных группах также есть те, кто проявляют активность (их меньшинство – проявляющие лидерство) и те, кто остается в стороне (обычно их большинство). В исследованиях Л.Г.Почебут и В.А.Чикер и установлено, что по характеру активности и вклада в процесс принятия решений члены группы могут быть условно поделены на 4 типа (6):

16 % составляет «глухонемой пассив» - характеризующийся пассивностью в обсуждении групповых проблем и отсутствием ориентации на коллективные проблемы.

55% - «немой пассив» - пассивно ориентированные на коллективные проблемы. Собственное мнение у них часто не сформировано, они ждут предложений от других. Они предпочитают отмалчиваться. Навыки публичных выступлений отсутствуют, не умеют аргументировать.

7% - «псевдоактив» - группа людей, которые любят и умеют выступать, но предлагают уже традиционные подходы и решения. Смысл их выступлений – самопрезентация и демонстрация себя.

22 % - «реальный актив» - группа людей, ориентированных на коллектив и активно включенных в его дела. Как правило, они инициативны в анализе ситуации, вскрывают причины недостатков, указывают на последствия решений. (Схема демонстрирует данную типологию)

Схема. Типология членов группы по характеру участия в принятии групповых решений

Страницы: 1 2


Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...

Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переж ...

Содержание основых фаз кризиса
Кризис может протекать по-разному [15,16,18], в зависимости от готовности ребенка к новому виду деятельности и времени перехода к ней. Во-первых негативная симптоматика может возникать при готовности ребенка к учебной деятельности и отсутствии перехода к ней. Во-вторых, кризис может проявиться в случае перехода к учебной деятельности и ...