Групповые решенияСтраница 2
Активное поведение
![]() |
4 группа 3 группа
Нет ориентации Ориентация на коллектив
1 группа 2 группа
Пассивное поведение
В книге «Социальная психология» Д.Майерс описывает феномены, характеризующие процесс принятия групповых решений: сдвиг к риску или групповую поляризацию, и групповое единомыслие.
Сущность феномена сдвига к риску или групповой поляризации состоит в том, что решения, которые принимают люди в группе, отличаются от индивидуальных мнений ее участников большей смелостью, большей рискованностью. Именно этот факт дал основание назвать данный феномен «сдвиг к риску».
Однако, как отмечает Д.Майерс, сдвиг к риску не является универсальным фактом. Если принятие решения касается серьезных жизненных вопросов, тогда наоборот, группа в результате обсуждения может прийти к некому более взвешенному решению. С.Московичи и М.Заваллони назвали данную тенденцию феноменом групповой поляризации: обсуждение обычно усиливает средние тенденции членов группы.
Другой феномен, проявляющийся в группах, - групповое единомыслие.
Схема. Феномен группового единомыслия и условия его проявления
Д. Майерс отмечает, что данный феномен проявляется в условиях высокосплоченных групп, их изолированности от других, при отсутствии методических процедур поиска и оценки решений. Наличие сильного авторитарного лидера и высокий уровень стресса (ситуация неопределенности, со слабой оценки) создают почву для проявления группового единомыслия, характеризующихся продолжительным сроком существования (5).
В связи с рассмотрением феномена группового единомыслия, возникает необходимость рассмотрения вопроса о методах, способствующих повышению эффективности групповых решений.
Ответ на этот вопрос следует обдумать студентам самостоятельно.
Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.
Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...
Причины вызывающие фрустрацию
Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препят ...
Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к
школе
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешная адаптация вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. ...