RSS Feed

Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к школе
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к школе

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешная адаптация вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх – головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформулирована организованность, умение организовывать свое рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение. Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Надо приучать ребенка думать и о результате, не быстрее разделаться, дописать, досчитать, добежать и все забыть.

Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и что он старается, делает, как может; этого достаточно.

Родителям нужно быть последовательными в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите ему предлагать помощь. Дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что – то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: "Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?" -кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Хорошо, если ребенок будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В этом случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточится на задании, а так же их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5-10 букв). В этом случае, если деятельность вашего ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В этом же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего учить его слушать ваши слова.

Итак, ваша поддержка вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

Выводы

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен эксперимент. В нем участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня волевой готовности мы выявляли у детей умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию и строить свои действия согласно этой инструкции, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

Страницы: 1 2


Опросник X. Смишека «диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».
В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Лич­ности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо ...

Личностные (индивидуальные) детерминанты агрессивности
Некоторые люди склонны поступать одинаково, независимо от того, когда возникает возможность проявления агрессии. Если им предоставляется свобода делать в данной ситуации то, что они хотят, очень вероятно, что эти люди в ряде случаев поведут себя одинаково. Они попытаются причинить кому-то боль, если имеют скрытую предрасположенность к а ...

Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...