RSS Feed

Предподростковый кризис

Возрастные кризисы » Предподростковый кризис

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается.

В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

По мысли Выготского, подростничество распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Он полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Фаза интересов характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы подростничества с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления.

Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Выготский отмечает:

1) их крайнюю вариативность

2) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот)

3) неоднородность и сложность поведения.

Л.И. Божович смотрит на проблему подросткового возраста иначе. Она весь возраст полового созревания полагает критическим: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно»[6]. Кроме того, она обращает внимание и еще на одну особенность: источником депривации становятся не только внешние запреты, хотя и они имеют место, что важнее, внутренние запреты, накладываемые подростком на самого себя.

К позитивным сдвигам Божович относит новый уровень самосознания, который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ему качествами. Возникновение самосознания обусловлено развитием мышления, прежде всего мышления в понятиях. Для подростка характерна неустойчивость самооценки, которая описывается то взлетом самоуверенности, то сомнениями в себе.

По мысли Божович, подростковый кризис состоит из двух фаз – 12–15 лет и 15–17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с выбором профессии.

Внутреннее противоречие, а не просто внешний конфликт между желаемым и разрешаемым, и есть суть подросткового кризиса, понимаемого как переход, но именно внутренний, т.е. не блокирующий развитие, а обусловливающий его.


Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме. Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщин
Беременность — очень особенное время постоянного изменения, преображения. Процесс развития и роста дитя происходит в маминой матке, и сама женщина во время беременности и родов меняется — становится матерью, постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству протекает на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоц ...

Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети длительное время занимаются одн ...

Злокачественные новообразования
Имеются свидетельства того, что смертельные заболевания (например, рак) увеличивают риск совершения самоубийства. Степень риска выше всего в следующих случаях: у мужчин; вскоре после установления диагноза (в течение первых пяти лет); когда пациент получает химиотерапию. ...