RSS Feed

Этапы индивидуального кризиса
Страница 2

Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими пе­ременными:

· бесконфликтностью между основными глобальными структурами (материальной, социальной, духовной). Без всякого на­пряжения и конфликтов внутри этих сфер и между ними существо­вание личности, разумеется, невозможно. Конфликты и противо­речия являются источником функционирования личности. Важ­но, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивнос­тью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внутри ком­фортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности;

· тотальной отождествленностью, слитностью с самим собой. Применительно к индивидуальным кризисам решающее зна­чение имеет задача «развить» себя, освободиться от всего, что чело­веку фактически больше не соответствует, чтобы подлинность, ис­тина и действительность, истинное «Я» становились все более оче­видными и действенными;

· увеличение внутренней жесткости и ригидности.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понима­ние своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальны­ми законами сосуществования и этическими нормами. Это изменение места восприятия себя в жизни, взгляд на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.

В конце концов, законом развития является то, что возникают та­кие предвестники изменений. Сначала незаметно, но затем все интен­сивнее жизнь начинает указывать, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или пахнет затхлостью. Зов к изменениям начинает заполнять пространство жизни. Этот зов называется кризисом.

б) Зов

Зов кризиса многолик. Это может быть ломка устоявшихся пред­ставлений о своем теле и других частей материального Я: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального суще­ствования, а просто угроза такого лишения становится причиной кри­зиса, его зовом.

Часто зов реализуется через ломку привычных социальных отно­шений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, изме­на жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив про­фессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родствен­ников . Зов тем сильнее, чем больше значимых частей социального «тела» касается ею сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть экзистенциальный кризис, ломающий все привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тос­ки, чувства одиночества и отчужденности, абсурдности человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кри­зис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божествен­ной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесно­го наслаждения.

Можно предположить, что по интенсивности зов представляет со­бой проявление зоны риска, которая менее обжита человеком, но более наполнена жизненностью и странной привлекательностью. Эта зона притяга­тельна необычными переживаниями, ее основное эмоциональное со­держание – смесь любопытства и страха. Она всегда является возможностью несколько опасного, но реального расширения внутреннего опыта.

Комфортная зона при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов, вызывает тошноту и скуку. Эти чувства появляются особенно быстро, если в личности достаточно много жиз­ненной энергии. Лич­ность «прерывает» линейность комфортной зоны новыми состояния­ми. Личность осваивает новые области переживаний, приобретает но­вые знания, умения. Л. С. Выгот­ский писал о зоне ближайшего развития как наиболее оптимальном варианте обучения. Зона риска и есть зона ближайшего развития. Обучение или сверхобучсние происходит именно в той жизненной ситуации, когда незнание или неумение опасны. Это хорошо знают студенты во время сессии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Типы акцентуаций личности
Демонстративный — развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности. Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотло ...

Психические нарушения после аборта
Известно, что 14—20% всех клинически диагностированных беременностей кончаются спонтанными абортами. Однако психической переработке выкидышей в клинической практике и научных исследованиях долго не придавали особого значения, поскольку большинство спонтанных абортов происходит на ранних сроках беременности. Исходя из представления, что ...

Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать от ...