RSS Feed

Этапы индивидуального кризиса
Страница 5

Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции. Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает его проводником высших ценностей человеческого существования – любви, милосер­дия, сострадания, понимания, сопереживания. Именно кризис выяв­ляет сущностное понимание гуманизма как признания самоценности личности человека, его права на свободу, счастье, развитие и проявле­ние своих способностей. Урок кризиса в высших проявлениях является уроком добродетели – священной обязанности служения каждому че­ловеку на жизненном пути.

В. Франкл считал важной составной выхода из кризисной ситуации поиск смысла. «Человек свободен в ответе на вопросы, которые задает ему жизнь,– пишет он. – Но эту свободу не следует смешивать с произвольностью. Ее нужно понимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за правильность ответа на вопрос, за нахождение истинного смысла ситуации» (6, с.293-294).

Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Личность не может обрести мудрость в обы­денности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того, любая стоящая личность формируется только через опыт кризиса.

д) Завершение кризиса

Собственно, кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания. Но внутрен­ней ясности недостаточно для полного завершения. Завершенность кризиса наступает только в том случае, когда его опыт проявляется в возвращении в привычный социум и служении другим людям.

Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и для социальной, материальной жизни общества. Часто опыт переживания личностного кризиса является бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей.

Прохождение кризиса может быть и не очень драматичным. Многие переживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис полетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы переживаем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность снова и снова возвращается к своей обыденности, но каждый раз достигая более высокой перспективы, если, конечно, какой-то из кризисов не приведет к полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.

Какое же значение имеет этот время от времени повторяю­щийся опыт агонии Эго, который мы обозначаем как индивидуальный кри­зис? Кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных лич­ностей в борьбе за социальное выживание. Это мощное, извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого.

Кризис представляет собой процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал. Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и чело­вечества. Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к конформизму, более здоровую и целос­тную. Именно кризис рождает все лучшее в человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Классификационные признаки трудовой деятельности
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда. ...

Биологические теории эмоций
Теория П.К. Анохина. Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологичес ...

Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недост ...