RSS Feed

Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление
Страница 1

Психология » Психология эмоций » Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление

Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира . Данное понятие рассматривается в психологии в двух направлениях: в качестве объяснительного принципа (Л.Я. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и в качестве предмета исследования (Л.Я. Выготский, А.Н. Леонтьев др.).

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–егг. ХХв. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Всякая деятельность характеризуется определенной структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления. В зависимости от объективных условий для достижения одной и той же цели деятельность может складываться из различных действий, а их последовательность и характер тоже могут быть различными.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В основе теории деятельности С.Л. Рубинштейна лежит понимание деятельности как «перехода субъекта в объект». По С.Л. Рубинштейну вторым моментом деятельности является связь, идущая от объекта к субъекту: «В объективировании, в процессе перехода в объект формируется сам субъект». Центральное положение теории деятельности С.Л. Рубинштейна занимает тезис о том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои специфические свойства как личность, но и формирование психики определяется объектом. «Значение деятельности в том прежде и заключается, что в ней и через нее устанавливаются действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта».

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа также рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является «накопленным движением», свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30–хгг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским. В исследованиях А.Н. Леонтьева, на основе структуры человеческой деятельности, выдвинута гипотеза о принципиальной общности строения внешней и внутренней деятельности. В его работах подчеркивается, что в генетическом плане внутренние умственные действия и операции происходят из внешних, являясь продуктом интериоризации последних. Интериоризация -формирование внутренних структур челсвеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. При этом важно иметь в виду, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании этого плана.

Страницы: 1 2


Понятие общения. Роль общения в жизни подростков. Понятие общения, его особенности в подростковом возрасте
Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, ни шерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы или охоты. Корень слова ...

Симптомы индивидуального кризиса
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичные рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказыв ...

Невербальная коммуникация
Метод восприятия фотографий незнакомых людей (что замечает в фотографиях). Можно использовать картинки для выявления стереотипов. Метод получения субъективных портретов. ...