RSS Feed

Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.
Страница 1

Психология » Психология эмоций » Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.

В последние годы западная психология как бы вновь открывает для себя проблему воли, о чем свидетельствуют высказывания и работы видных психологов. Первым научным экспериментальным исследованием воли была работа Н. Аха (1905), хотя он сам говорил о своих предшественниках Е. Кольмоттере и К. Ригере. Н. Ах предложил метод «систематического экспериментального самонаблюдения», волевой акт, считает Н. Ах, связан с преодолением препятствий и имеет две стороны: феноменологическую и динамическую. Первая включает, в свою очередь, четыре момента: образный (ощущение напряжения), предметный (представление цели и ее отношение со средствами), актуальный — наиболее значимый компонент волевого акта, который выражается в осознании «я хочу» с исключением другой возможности действия, кроме намеренного, момент состояния (переживание трудности усилия). Динамическая сторона связана с успехом реализации действия. Важной заслугой Н. Аха является выделение момента актуального действования, когда содержание будущей деятельности жестко определяется. Но при этом он оставил без внимания борьбу мотивов, эмоции, возникающие при волевом акте и влияющие на принятие решений.

Один из наиболее интересных подходов к проблеме волевого поведения развивал К. Левин. К. Левин занялся поисками мотивирующей силы поведения, предполагая, что она заключается в нарушении равновесия отношений «индивид — среда». Волевое поведение К. Левин связывал с преодолением тенденций поля. При этом воля проявляется при выполнении не любого действия, а лишь намеренного, поднимающего человека над полем.

Одно из заметных направлений в западной психологии, связанных с традиционной проблематикой изучения волевого поведения, составляют исследования настойчивости. Настойчивость как характеристика поведения, по мнению большинства американских авторов, отличается от уровня исполнения или усилия, вовлеченного в активность, и от ее направления и представляет собой важное поведенческое проявление мотивации. Еще МакДауголл в своих исследованиях инстинкта считал настойчивость одним из объективных качеств целенаправленного поведения. К анализу феномена настойчивости обращались такие авторы, как Э. Толмен, К. Левин, Дж. Лткинсон, Д. Биндра и другие. Подъем этого направления в конце 30-х — начале 40-х гг. связан главным образом с экспериментальными работами Р. Крутчера, Д. Райанса, А. Кремера и с разработкой математического аппарата факторного анализа для этого подхода в работах Г. Торнтона и Дж. Гилфорда. Новый подъем в конце 50-х — начале 60-х гг. связан с «мотивационным подходом» к указанной проблеме, развитым в работах Дж. Аткинсона и Н. Физера. В настоящее время продолжается накопление экспериментального материала главным образом в областях, пограничных с обсуждаемым направлением: связь настойчивости с уровнем социализации в онтогенезе, влияние индивидуальных различий в локусе контроля на уровень настойчивости в поведении. Все исследования настойчивости, начиная с самых ранних, можно разделить на три большие группы. В одной группе исследований настойчивость рассматривается как некоторое свойство характера, определяющее поведение данного субъекта (отсюда название исследований - «trait studies»), Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются; следует отметить, что измерение настойчивости - как в описанных, так и во всех последующих исследованиях — ограничивается двумя количественными вариантами: либо общее время («временная настойчивость»), либо количество попыток, затраченных субъектом на решение задачи («устойчивость к угасанию»). Значительную роль в исследованиях настойчивости сыграл факторный анализ. Одним из первых его применил Е. Вебб. Основные результаты факторно-аналитического подхода к проблеме настойчивости резюмированы в работе Г. Айзенка: общий фактор настойчивости имеет, по крайней мере, два подфактора — «физическую» настойчивость и интеллектуальную, которые при более тщательном анализе также распадаются на составляющие.

Страницы: 1 2 3


Историко-психологические проблемы самопознания
С амопознание (с/п) – нацеленность ч-ка на познание своих физических, душевных возможностей и качеств, своего места среди др. людей. С/п в античности – забота о душе. Герактлит "Познай самого себя" Это не значит уйти в мир собственных мыслей и переживаний, отвлечься от себя. Познать себя – это углубиться в закон (логос) – объ ...

Выводы
Исследование эмоциональной компетентности родителей 1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности. 2. Диагностика уровня эмпатии родителей по ...

Сексуальность в отрочестве
Так же общение со сверстниками идентичного или противоположного пола – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям, например, о сексуальных взаимоотношениях. [8; c. 43.] В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифферен ...