Доверие как фактор, способствующий формированию социального капитала
социального капиталаСтраница 1
В качестве референта социального капитала мы будем использовать межличностное и организационное доверие сотрудников.
Концепция социального капитала основана на понятии доверия (Ланцман, 2007). Люди доверяют свои вклады банкам, банки инвестируют деятельность промышленных компаний и транснациональных корпораций, которые создают новые рабочие места, рабочий доверяет своему работодателю, а тот обязуется выплачивать своему работнику соответствующую заработную плату. Можно с уверенностью сказать, что без доверия немыслимо развитие общества с его отработанными экономическими механизмами.
Доверие дает возможность сотрудничать, понимать друг друга, включает в себя устойчивые формы политического, социального, экономического, межнационального равновесия и порядка, т.е. выполняет стратегическую и рациональную, прагматическую роль.
На основе этико-философского анализа категории доверия можно выделить четыре наиболее существенных стороны данного феномена:
1) доверие рассматривается как нравственные отношения между людьми;
2) также в доверии выделяется и рассматривается момент знания друг друга;
3) акт доверия характеризуется как добровольное, ненасильственное проявление;
4) доверие реализуется как передача интимных мыслей и чувств.
При анализе природы доверия, главным образом, с позиций экономических и правовых отношений, многими исследователями делается вывод, что экономическая отсталость – это, наряду с другими факторами, результат недостатка взаимного доверия в обществе или организации.
Дефицит доверия выступает тормозом социальных и экономических преобразований современного российского общества. В этих условиях необходимость исследований потенциала доверия, как механизма социальной интеграции в отдельных организациях и в обществе в целом, приобретает особую важность.
Механизм доверия в экономике так или иначе основывается на психологии доверия каждого индивидуума и группы людей, что вызывает необходимость более полного познания природы доверия как психологической категории.
Доверие как психологическое состояние личности может возникать при слиянии воедино ряда факторов: интересов данного человека, его установок, эмоциональных реакций, предыдущего собственного опыта или опыта предшествующих поколений, адаптивных способностей личности, уровня интеллектуального развития и т.д. Доверие возникает, когда человек уверен в правильности и адекватности процессов и явлений своим ценностным установкам, которые во многом зависят от его социального положения в обществе. Другими словами, чем выше его социальный статус и больше перспектив для самореализации, тем выше степень доверия к происходящим процессам [9].
Доверие как психологическое состояние человека реализуется в его поведении. Любые позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции доверия в поведении индивидуума. Любое новое явление исследуется человеком на основе проб и ошибок и в случае отрицательного воздействия на индивидуума может быть отвергнуто с последующим закреплением реакции недоверия к данному явлению, даже если это отрицательное действие было случайным. Любой отрицательный опыт может закрепиться в сознании людей, вызывая повторяющееся отрицание и устойчивое недоверие.
Повышение уровня доверия в организациях зависит от создания условий для положительного решения ключевых вопросов качества трудовой жизни, под которым понимается определенная совокупность потребностей работника и степень их удовлетворения. Ниже приводятся показатели качества трудовой жизни, опубликованные исследовательским «Институтом труда Америки».
1. Справедливая заработная плата – равная плата за равный труд, справедливо обоснованная дифференциация оплаты труда. Следовательно, рекомендовано учитывать уровень индивидуальной ответственности за результаты общего труда, предусматривать дополнительное вознаграждение за длительный стаж работы в компании.
2. Существует программа дополнительных выплат – выплаты работнику и его семье в случае болезни, а также оплачиваемое время отдыха в связи с праздниками, отпусками, оплачиваемые отпуска для получения образования.
3. Условия безопасности труда и охрана здоровья. Сюда можно отнести установление нормальной продолжительности рабочего дня, пенсионного возраста и другие факторы, определяющие социальные права работников.
4. Гарантия занятости – обеспечение непрерывности трудового стажа и уверенности работника в своем будущем. Исходя из этого предпринимателям рекомендуется брать на себя часть расходов, которые возникают в связи с вынужденной сменой места работы (дополнительное профессиональное обучение, переквалификация).
5. Развитие способностей работников – программы повышения общеобразовательного и профессионального уровня, переподготовки, самореализации личности.
Результаты изучения личностных особенностей
родителей
Таблица 2. Результаты изучения личностных особенностей родителей
Š
Кеттел
пп
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
1.
1
3
1
1
1
2
2
4
1
1
2
3
1
2
2
2
2.
2
5
1
2
1
2
2 ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...
Функции и виды речи
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков.
Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абс ...