Уровни развития группыСтраница 1
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются.
Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в отечественной литературе, а далее подходы отечественных авторов.
В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.
Важнейший признак коллектива по Макаренко – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития:
1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.
2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу.
3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.
А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива:
- перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»);
- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами);
- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).
А. В. Петровский представляет уровни развития группы в теории деятельностного опосредования групповой деятельности (о ней шла речь в предыдущей лекции, тамже имеется схема). Рассматривая коллектив как высший уровень развития группы, он описыает трехуровневую структуру межличностных отношений в нем.
Схема 2.Уровни межличностных отношений в коллективе (по А.В.Петровскому)
Третий слой присущ именно группы высшего уровня развития группы, А.В.Петровскому, – коллективу.
В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты:
· общность целей совместной деятельности,
· четкость структуры группы;
· динамика групповых интересов
Им представлены следующие стадии:
1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему.
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...
Использование поведенческой терапии с целью улучшения адаптации ребенка с РДА
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально – бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социальном – бытовой реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, Усилия которы ...
Временная перспектива как характеристика
психологического времени личности. Понятие времени в психологии
Время относится к тем реалиям, которые издревле определяли смысловое поле человеческого восприятия. На протяжении длительного исторического периода от древних цивилизаций до наших дней в философии предпринимались попытки осмыслить дефиницию времени, определить его закономерности, особенности переживания времени и определить отношение к ...