Уровни развития группыСтраница 1
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются.
Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в отечественной литературе, а далее подходы отечественных авторов.
В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.
Важнейший признак коллектива по Макаренко – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития:
1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.
2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу.
3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.
А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива:
- перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»);
- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами);
- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).
А. В. Петровский представляет уровни развития группы в теории деятельностного опосредования групповой деятельности (о ней шла речь в предыдущей лекции, тамже имеется схема). Рассматривая коллектив как высший уровень развития группы, он описыает трехуровневую структуру межличностных отношений в нем.
Схема 2.Уровни межличностных отношений в коллективе (по А.В.Петровскому)
Третий слой присущ именно группы высшего уровня развития группы, А.В.Петровскому, – коллективу.
В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты:
· общность целей совместной деятельности,
· четкость структуры группы;
· динамика групповых интересов
Им представлены следующие стадии:
1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему.
Выводы
Любая профессия инициирует образование профессиональных деструкций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек - человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности ...
Н.С. Лейтес о детской одаренности.
В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям». Однако кому не приходилось слыш ...
Послеродовые психозы
Частота послеродовых психозов составляет один на пятьсот родов. Чаще встречаются у первородящих, страдавших в прошлом серьезными истерическими расстройствами, при наличии истерических расстройств в семейном анамнезе; у рожавших вне брака послеродовые психозы наблюдались в течение первой и второй недель после родов, редко — в первые 2 дн ...