Уровни развития группыСтраница 1
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются.
Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в отечественной литературе, а далее подходы отечественных авторов.
В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.
Важнейший признак коллектива по Макаренко – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития:
1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.
2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу.
3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.
А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива:
- перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»);
- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами);
- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).
А. В. Петровский представляет уровни развития группы в теории деятельностного опосредования групповой деятельности (о ней шла речь в предыдущей лекции, тамже имеется схема). Рассматривая коллектив как высший уровень развития группы, он описыает трехуровневую структуру межличностных отношений в нем.
Схема 2.Уровни межличностных отношений в коллективе (по А.В.Петровскому)
Третий слой присущ именно группы высшего уровня развития группы, А.В.Петровскому, – коллективу.
В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты:
· общность целей совместной деятельности,
· четкость структуры группы;
· динамика групповых интересов
Им представлены следующие стадии:
1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему.
Брентано: психология как изучение интенциональных актов
Одновременно с Вундтом философ Франц Брентано предложил свою программу новой психологии. Она излагалась в его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Предметом психологии, гак же как у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной.
Согласно Брентано область психологии - это не содержание сознания (ощущен ...
Эксперимент как метод исследования возрастной психологии
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.
Выд ...
Общий итог
Итогом проделанной работы могут послужить следующие графики.
График 1 - Степень удовлетворенности браком отдельно у мужчин и женщин
Отсюда мы видим, что мужчины удовлетворены браком в значительно большей степени, чем женщины (в семьях обоих выборок). Что, возможно, объясняется склонностью женщин к фантазии, построению «стереотипов и ...