RSS Feed

Уровни развития группы
Страница 1

Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются.

Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в отечественной литературе, а далее подходы отечественных авторов.

В отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни. Одна из наиболее ранних - Макаренко. В его работах наряду с решением педагогических проблем коллектива (он рассматривал коллектив как важное средство развития личности), четко обозначен и социально-психологический аспект исследования.

Важнейший признак коллектива по Макаренко – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им были обоснованы особенности управления детским коллективом с учетом стадий его развития:

1. На начальном этапе руководитель (педагог) предъявляет требования ко всем членам коллектива.

2. По мере образования актива коллектива, педагог предъявляет требования уже к данной активной группе, которая, в свою очередь, транслирует эти требования ко всему коллективу.

3. На следующем этапе развития происходит становление самоуправления в коллективе.

А.С. Макаренко выделял и другие признаки коллектива:

- перспективные линии трех типов: ближайшие, средние, и дальние сегодня социальная психология использует понятие «групповая цель»);

- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня это называют нормами);

- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).

А. В. Петровский представляет уровни развития группы в теории деятельностного опосредования групповой деятельности (о ней шла речь в предыдущей лекции, тамже имеется схема). Рассматривая коллектив как высший уровень развития группы, он описыает трехуровневую структуру межличностных отношений в нем.

Схема 2.Уровни межличностных отношений в коллективе (по А.В.Петровскому)

Овал: 1-й слой – непосредственные контакты между людьми, основаны на эмоциональной приемлимости или неприемлимости
Овал: 2-й слой – отношения опосредуются характером совместной деятельности
Овал: 3-й слой – отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности

Третий слой присущ именно группы высшего уровня развития группы, А.В.Петровскому, – коллективу.

В подходе Л.И.Уманского к классификации стадий в качестве критерий взяты:

· общность целей совместной деятельности,

· четкость структуры группы;

· динамика групповых интересов

Им представлены следующие стадии:

1) Конгломерат - группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. (небольшая толпа, очередь, пассажиры вагона поезда, автобуса). Группа легко распадается, когда каждый пассажир решил свою проблему.

Страницы: 1 2 3


Классификационные признаки трудовой деятельности
Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижения научно-технического прогресса – характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда. ...

Установление контакта с аудиторией
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают ...

Характеристика воли. Структура и качества воли
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение созн ...