RSS Feed

Уровни развития группы
Страница 2

1) номинальная группа - группа собравшихся вместе и получившая название, начинается целенаправленное общение. Как правило такие группы начинают развиваться и переходят на другую стадию.

2) ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью. Начинает формироваться групповая структура., развивается групповая динамика. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Начинает проявляться консолидация. Формируются групповые состояния- готовность к совместной деятельности.

3) кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. Происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно. Четко обозначается структура. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации – сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели)

4) автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. В процессе совместной деятельности здесь практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности.

Автономия, как группа по Уманскому группу характеризует следующими особенностями:

· Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»,

· внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг другу.

· внуригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы строгого следования принятым нормам.

· это группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное

5) Корпорация – (сообщество, объединение) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации.

6) Коллектив – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.

Таблица. Основные признаки уровней развития группы

Уровень

Признак

Конгломерат

Ситуативное общение

Номинальная группа

Целенаправленное общение

Ассоциация

Начало совместной деятельности

Кооперация

Достижение результата деятельности

Автономия

Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности

Корпорация

Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества)

Коллектив

Гармонизация индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности студентов-психологов. Организация и проведение экспериментального исследования
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов-психологов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: · Выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов-психологов; · Выявить специфику учебной мотивации студентов-психологов; · Определить уровень выраженности преобладающих мотивов обучения у студентов-психологов. В пр ...

Культура речи практического психолога
Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла. Виды речи: * внутренняя; *внешняя: устная письменная. Профессиональное общение психолога: * заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе * подчеркнуть ценность и ...

Соционические типы и отношения
Природа различия между любыми двумя из 16 типов ещё не до конца ясна, хотя практика показывает, что типы в течение жизни не меняются. Человек способен имитировать поведение других типов, «деформировать» свой собственный тип, но не более; и каждая такая имитация отнимает у него гораздо больше сил, чем жизнь в родном типе. Подобные пробле ...