RSS Feed

Уровни развития группы
Страница 2

1) номинальная группа - группа собравшихся вместе и получившая название, начинается целенаправленное общение. Как правило такие группы начинают развиваться и переходят на другую стадию.

2) ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью. Начинает формироваться групповая структура., развивается групповая динамика. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Начинает проявляться консолидация. Формируются групповые состояния- готовность к совместной деятельности.

3) кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. Происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно. Четко обозначается структура. Каждый член группы занимает свою статусную позицию. Пример кооперации – сотрудники подразделений организаций, которые добиваются общей цели)

4) автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. В процессе совместной деятельности здесь практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности.

Автономия, как группа по Уманскому группу характеризует следующими особенностями:

· Обособленность, закрытость от других групп. Члены группы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить»,

· внутренняя спаянность, слитность, совместимость членов группы, их лояльность друг другу.

· внуригрупповая мораль, требующая от каждого члена группы строгого следования принятым нормам.

· это группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное

5) Корпорация – (сообщество, объединение) – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации.

6) Коллектив – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.

Таблица. Основные признаки уровней развития группы

Уровень

Признак

Конгломерат

Ситуативное общение

Номинальная группа

Целенаправленное общение

Ассоциация

Начало совместной деятельности

Кооперация

Достижение результата деятельности

Автономия

Удовлетворение индивидуальных интересов посредством участия в групповой деятельности

Корпорация

Удовлетворение групповых интересов за чужой счет (членов группы, других групп, общества)

Коллектив

Гармонизация индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Страницы: 1 2 3


Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному. Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обучении. Исследования ученых (Л.С. Выготс ...

Метод эксперимента. Структурно-аналитический метод
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Н ...

Копинг-поведение в стрессовой ситуации
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов Фолькмана и Лазаруса, связан с попытками человека улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоци ...