RSS Feed

Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность

Психология » Динамические процессы в малой группе и развитие малой группы » Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность

Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились:

· исследования межгрупповой агрессии в работах Г. Лебона,

· негативных установок на другую группу в Т. Адорно.

Толчком к развитию нечного интереса послужили исследования М. Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в сткаустком лагере.

В рамках исследования были организованы стадии:

1. общая уборка;

2.разделение на группы с разрушением дружественных связей;

3. ситуация соревнования и рост враждебности;

4. объединение и общая деятельность

М. Шериф показал, что источник межгрупповой враждебности находится не в мотивах отдельных индивидов, а в ситуациях группового взаимодействия. В зависимости от характера взаимодействия (ситуация выраженного соперничества приводит к сильнейшей межгрупповой враждебности, ситуация деятельности, имеющей общие цели, приводит к сближению прежде враждовавших групп).

А. Тэшфелл продолжил исследования межгрупповых отношений. Он показал, что осознание принадлежности к своей группе обусловливается приверженность к «своим» и враждебность к «чужим», описал эффекты группового фаворитизма и групповой враждебности.

Эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.

Эффект групповой враждебности – тенденция негативного отношения к другим, обесценивания достоинств чужой группы.

Сравнивая свою группу с другой, члены группы стремятся акцентироваться на тех признаках, которые дают основание воспринимать свою группу как более успешную.

В отечественной психологии исследования межгрупповых отношений проводит В.Агеев (1), который изучает феномены межгруппового восприятия.

Он показал, что другая группа воспринимается в качестве целостного объекта. Другой признак межгрупповой перцепции – унифицированность восприятия – характеристика представлений о группе независимо от конкретных содержательных сторон этих представлений (группе приписываются некие общие, устойчивые характеристики).

Он показал, что межгрупповые перцептивные процессы отличаются большей устойчивостью, консерватизмом, ригидностью, чем межличностное восприятие. Чем больше другая группа и чем продолжительнее ее история существования, тем меньшей гибкостью отличаются процесс ее восприятия другими группами. Данная закономерность лежит в основе формирования стереотипов восприятия, в том числе этнических.


Детско-родительские отношения, как фактор развития успешного ребенка
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного ...

Методология психологии
Метод – это путь научного исследования или путь познания какой-либо реальности. По составу научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь, при изучении какого-либо объекта. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Различное понимание предмета в ...

Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы
Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии. Формы проф. ориентационной деятельности: 1) профессиональное изучение 2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах дея ...