RSS Feed

Парадигмальный
Страница 1

Психология » Основы психологии » Парадигмальный

Психология, кот. занимался Вундт приняла 2 облика: структурализм и функционализм.

Структурализм: главная задача психологии – экспериментальное иссл-е стр-ры созн-я. Усилия школы б. направлены на поиск исходных инструментов психики и способов их структурирования. Последователь Вундта – Титченер

. Созн-е имеет свой собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явления. Психологич. анализ следует очистить от предметной направленности сознания. Нужен такой язык, кот. бы позволил говорить о психической материи в ее непосредственной данности.

Функционализм: Брентано

. Главная проблема: чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Сознание активно, направлено на объект (интенция). Эта хар-ка ограничивает психические явления от физических. Форма актов: акты у объекта не существует, акты возникают только при направленности сознания на объект. Брентано отвергал лабораторный эксперимент. "Эти эксперименты извращают реальные психич. процессы и феномены, кот следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их течением.

Вюрцбургская школа: сначала в лаборатории определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции. Экспериментатора интересовали психические образы, т.е. эффекты действий исп-го, а не сами действия. Важное достижение этой школы – изучение М-я стало приобретать психические контуры. Раньше считалось, что М-е – это законы логики. Теперь М-е имеет собственные св-ва и закон-сти. Представители - Бюлер

, Зельц

. Развитие функционализма в америк. психологии: Джемс

считал предметом психологии "поток сознания", т.е. непрерывность работы сознания. Сзн-е еще и избирательно, в нем всегда происходит отклонение или принятие. Джемс подчеркивал, что важно изучать работу сзн-я, а не его стр-ру. Он уделил большое внимание Л-ти , понимал ее как интегративное целое. Выделил познавательный (наше эмпирич. "Я", кот. мы сознаем как нашу Л-ть) и познающий (наше чистое "Я") элемент. Дьюи

: требовал перейти к новому пониманию предмета психологии. Признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде акт-ти. Созн-е один из этих моментов. Оно возникает, когда координация м/д организмом и средой нарушается и орг-зм, чтобы выжить вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам. Чикагская школа – группа функционалистов: учение о психических операциях. Операции выполняли роль посредника между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания – аккомодация к новому.

В силу нараставшей слабости функционализма – развитие бихевиоризма. Предмет психологии – поведение, а не сознание. Торндайк

: экспертные исследования ассоц. процессов у животных. Считал, что природа интеллекта и его функционирования м.б. изучены и оценены без обращения к идеям функц-зма. Ассоц-я – это связь м/д движением и ситуацией. Принцип проб и ошибок – весь процесс научения – это приобретение новых форм поведения, у животных – связь стимула и реакции. Сферой психики оказывается взмд-е м/д организмом и средой. Поведение – это объективно наблюдаемая с-ма, реакция организма на внеш. и внутр. стимулы. В рус науке это понятие у Сеченова, Павлова, Бехтерева. Уотсон

: реально лишь то, что м. наблюдать, поэтому все поведение д.б. объяснено по схеме "стимул – реакция". Всеми реакциями м. управлять. Научение более широкое понятие, чем обучение, т.к. включает в себя целенаправленный процесс обучения знанию. Т.о. иссл-я развития психики – иссл-е формирования поведения, связей м/д стимулом и реакцией.

Психоанализ. Фрейд

: Методы: ан-з свободно высказываемых ситуаций, толкование сновидений, гипноз.

Гештальт – психология (Каффка, Келлер

) явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности. Лейпцигская школа. Главное понятие – понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чув-вом. Гештальт – целостная, образная стр-ра, не сводимая к сумме составляющих его ощ-щений. Отрицание прошлого опыта в формировании образов. Гуманистическая психология: ч-к – целостное психическое образование, кот. возникло в процессе жизнед-ти в общ-ве. Ч-к – продукт личностного опыта. Целостный подход к человеку. Роджерс

: ч-к изначально добрый. Центр. понятие –Л-ть, "Я-концепция". Принцип: безоценочность, "+" восприятие человека. Метод: интерактивная терапия: реализация условий, необходимых для возникновения человеческих отношений. Маслоу

: т. актуализации. Ч-к д. непрерывно стремиться к самовыражению, реализовывать свои потенциалы. Пирамида потребностей (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – познание).

Страницы: 1 2


Экспериментальное исследование методом анкетирования
В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны. Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы. В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы с ...

Уровень целевой установки
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. Первое экспериментальное исследование влияния установки, вызванной инструкцией, на восприятие было проведено ведущим представителем Вюрцбургской школы О.Кюльпе. ...

Когнитивные теории эмоций
Теория Арнольда. Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок. Термин "восприятие" Арнольд толковал как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле &qu ...