Особенности агрессивности и жестокости в
подростковом и юношеском возрастеСтраница 1
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.
Далее Фурманов И.А. отмечает общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций . Проведенная им диагностика с помощью метода поперечных срезов позволила определить основные тенденции поло-возрастной динамики показателей физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма[22].
В результате исследования было установлено, что показатели физической агрессии у мальчиков имели тенденцию к снижению в 16-ти летнем возрасте, однако в дальнейшем уровень их агрессивности восстанавливается. У девочек такой спад отмечался в 14-ти летнем возрасте, но уже к 15-ти годам наблюдалось значительное усиление физической агрессии, а затем дальнейшая ее стабилизация.
Показатели вербальной агрессии у мальчиков относительно постоянны на всех возрастных этапах развития и лишь в 17-ти летнем возрасте наблюдается их увеличение. У девочек следует отметить два пиковых возраста: показатели вербальной агрессии значительно увеличивались в 15 и 17 лет.
Некоторой скачкообразностью отличается динамика косвенной агрессии у мальчиков. Имело место существенное повышение показателей этого типа агрессии в 15-ти летнем возрасте. У девочек наблюдалась плавная тенденция к усилению косвенной агрессии от 13-ти к 17-ти годам.
Показатели негативизма резко увеличивались у мальчиков только в 17-ти летнем возрасте, у девочек наблюдалось постепенное нарастание негативизма от возраста к возрасту.
В целом, сравнивая детей подросткового и юношеского возраста, следует отметить, что у мальчиков наблюдались значимые различия в динамике нарушений поведения лишь по показателям физической агрессии – у юношей они существенно ниже. У девочек юношеского возраста показатели всех типов нарушений поведения были достоверно выше, чем у девочек-подростков.
Относительно половых различий можно констатировать, что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической агрессии была выражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь дети в возрасте 16 лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов. Вербальная агрессия была сильнее выражена у мальчиков 13–14-летнего возраста, однако в дальнейшем соотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего возраста показатели этого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков. Косвенная агрессия у девочек была выражена сильнее на протяжении всех возрастных этапов. Сила реакций негативизма у мальчиков и девочек различалась несущественно (кроме возраста 16 лет) [22].
Схожие тенденции наблюдались при сравнении мальчиков и девочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом возрасте мальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки – к косвенной агрессии (по остальным типам нарушений различия не достоверны). В юношеском возрасте девочки превосходили мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различалась не существенно.
Исследование симптомов кризиса современных
первоклассников
Для исследования проявления особенностей кризиса 7 лет у современных детей была использована анкета для родителей Куличковской Елены Владимировны [18], (педагог-психолог высшей квалификационной категории). Анкета направлена на выявление уровня социализации школьника.
Анкетирование проводилось в трех разных школах: в школе с традиционны ...
Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях:
· Манипулятивный
- уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
· Примитивный
- уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
· ...
Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР. Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.
Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обучении.
Исследования ученых (Л.С. Выготс ...