RSS Feed

Агрессия и гендерный аспект

Гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, чем при ее отсутствии.

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы.[22]

Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Причины гендерных различий в становлении, протекании и демонстрации агрессии обусловлены как генетическими, так и социальными факторами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. В связи с социальными детерминантами различия в агрессии могут порождаться противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов.

Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявлениями агрессивного характера.[23]

Но все же нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. Биология отнюдь не судьба, поэтому неправильно и неверно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно по причинам, лежащим вне их контроля. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.[24]

Подводя итог, следует резюмировать, что в первой главе рассмотрены факторы и этапы становления агрессивного поведения. Описаны источники усвоения моделей агрессивности и критерии, влияющие на преемственность подобных поведенческих форм. Большое внимание уделено таким источникам потенциального научения агрессивности как СМИ, в особенности телевидение и интернет, с которыми современный подросток взаимодействует в наибольшей степени. Влияние интернета на подростков, его взаимосвязь с проявлением детской жестокости является наиболее актуальной проблемой в рамках данной работы.

Помимо этого в первой главе были описаны индивидуальные детерминанты агрессии, такие как личностные черты, установки, ценности и гендерные аспекты. Возвращаясь к ценностям и установкам, следует отметить, что одним из компонентов агрессивной реакции является самосознание. Иными словами, уровень самосознания подростка, включенные в него культурные ценности и принципы, а также уровень развития самомониторинга (мониторинга своих эмоциональных реакций, своего поведения) и, следовательно, уровень рациональности результатов его самоанализа детерминируют его агрессивное/неагрессивное поведение с точки зрения индивидуально-личностных характеристик. Во второй главе особенностям самомониторинга уделено более подробное внимание в рамках сопоставления осознаваемого уровня и видов реакций собственной агрессивности с неосознаваемым.


Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия
Все действия человека могут быть поделены на 2 категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные д-я совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Пример: поступки в состоянии аффекта Произвольные д-я – предполагают осознани ...

Теория П.В. Симонова
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э = f [П, (Ин — Ис), …. ], где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка в ...

Интерактивная и перцептивная функции общения
Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом с ...