Агрессия и гендерный аспект
Гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, чем при ее отсутствии.
Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы.[22]
Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.
Причины гендерных различий в становлении, протекании и демонстрации агрессии обусловлены как генетическими, так и социальными факторами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. В связи с социальными детерминантами различия в агрессии могут порождаться противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов.
Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявлениями агрессивного характера.[23]
Но все же нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. Биология отнюдь не судьба, поэтому неправильно и неверно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно по причинам, лежащим вне их контроля. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.[24]
Подводя итог, следует резюмировать, что в первой главе рассмотрены факторы и этапы становления агрессивного поведения. Описаны источники усвоения моделей агрессивности и критерии, влияющие на преемственность подобных поведенческих форм. Большое внимание уделено таким источникам потенциального научения агрессивности как СМИ, в особенности телевидение и интернет, с которыми современный подросток взаимодействует в наибольшей степени. Влияние интернета на подростков, его взаимосвязь с проявлением детской жестокости является наиболее актуальной проблемой в рамках данной работы.
Помимо этого в первой главе были описаны индивидуальные детерминанты агрессии, такие как личностные черты, установки, ценности и гендерные аспекты. Возвращаясь к ценностям и установкам, следует отметить, что одним из компонентов агрессивной реакции является самосознание. Иными словами, уровень самосознания подростка, включенные в него культурные ценности и принципы, а также уровень развития самомониторинга (мониторинга своих эмоциональных реакций, своего поведения) и, следовательно, уровень рациональности результатов его самоанализа детерминируют его агрессивное/неагрессивное поведение с точки зрения индивидуально-личностных характеристик. Во второй главе особенностям самомониторинга уделено более подробное внимание в рамках сопоставления осознаваемого уровня и видов реакций собственной агрессивности с неосознаваемым.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.
Русалова
Инструкция.
Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в то ...
Психоаналитическая теория З Фрейда
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на ...
Особенности профессии пожарного. Исторический аспект становления профессии
пожарного.
В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению бо ...