RSS Feed

Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Страница 2

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

Сила нервной системы, по И.П. Павлову, определялась как показатель «работоспособности», «выносливости» нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей (т.е как показатель способности нервных клеток противостоять развитию в них запредельного торможения).

По параметру силы нервных процессов животные (и люди) были разделены на две группы: сильные и слабые. У первых - сильный возбудительный процесс и слабый тормозной; у вторых, наоборот, преобладает торможение, возбуждение ослаблено; в связи с этим у них затруднена выработка условных рефлексов. Сильные животные (люди) разделялись на уравновешенных и неуравновешенных в зависимости от свойства уравновешенности. У уравновешенных животных (людей) образование и упрочение как положительных, так и отрицательных рефлексов протекает легко, у неуравновешенных животных образование тормозных условных связей происходит с трудом.

И, наконец, сильные, уравновешенные животные могли быть подразделены на две другие группы согласно свойству подвижности: на неподвижных (инертных) и подвижных. У первых переделка тормозных условных рефлексов на положительные протекает с трудом, у вторых – легко. [35, с. 70-72]

Экспериментальные исследования, проведенные на людях, дали основание говорить о том, что установленные И.П. Павловым три основных свойства корковых процессов, а именно: 1) сила (или слабость) процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения (или преобладание одного из них над другим), З) подвижность (или инертность) процессов возбуждения и торможения, - сохраняют свою силу и по отношению к людям.[16, с. 245]

В итоге многолетних исследований, предпринятых в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, была намечена 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. Согласно В.Д. Небылицыну можно выделить по крайней мере восемь первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства, каждое из которых указывает на уравновешенность по этим четырем параметрам.

Благодаря этим исследованиям произошли коренные изменения в представлениях о свойствах. В частности, свойство силы стало рассматриваться отдельно по отношению к возбуждению и торможению.

Было установлено, что основная характеристика силы нервной системы есть сила раздражительного процесса, то есть работоспособность клеток больших полушарий. Показателем предела работоспособности клеток больших полушарий является способность их выдерживать, не переходя в тормозное состояние, длительное и концентрированное возбуждение или действие очень сильного раздражителя. Все приемы определения силы раздражительного процесса как типологического свойства являются приемами, определяющими предел работоспособности корковых клеток.

Слабость нервной системы характеризуется низким пределом работоспособности, т. е. свойством развивать запредельное торможение при действии раздражителей сравнительно небольшой интенсивности или при сравнительно недолгом действии условных раздражителей любой интенсивности.

Следует отметить, что не каждый показатель выносливости может служить критерием силы нервной системы. Выносливость к физической или умственной работе не является прямым индикатором силы нервной системы, хотя и связана с ней. Речь должна идти о выносливости именно нервных клеток, а не человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблема зпр в современной нучно-методической литературею Этиопатогенетические особенности ЗПР
В отечественной дефектологии понятие "задержка психического развития " является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабо выраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом и ...

Оценка интеллекта
В 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80 - 90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а старше ...

Психологические особенности отношений детей с задержкой психического развития
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эм ...