RSS Feed

Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Страница 3

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

Следует отметить, что разработка проблемы силы нервной системы как одного из важнейших функциональных параметров нервной организации является заслугой отечественного физиологического и психофизиологического направления. На западе, насколько известно, нет даже отдельных работ по этой проблеме. Отчасти это, видимо обусловлено тем, что Павловские высказывания относительно свойства силы, будучи сделаны главным образом в конце 20-х начале 30-х г. г., оставались мало известны широкому кругу западных исследователей, поскольку соответствующие переводы были сделаны лишь спустя долгое время после того, как эти высказывания появились в русских источниках. Однако сама идея устойчивости, выносливости, работоспособности тех или иных функций живого организма в психофизиологическом аспекте этих понятий, естественно, не могло пройти мимо внимания исследователей, и поэтому, изучая зарубежную литературу, можно обнаружить небольшую группу таких понятий, которые по их содержанию можно сопоставить с понятиями, обычно используемыми в контексте проблемы силы нервной системы. [38, с. 26]

Одно из таких родственных понятий - реактивное торможение, по которым обычно имеется в виду отрицательное влияние повторения данной функции на ее протекание. Халл дает следующее определение этому понятию: « .все реакции вызывают в физических структурах, ответственных за их возникновение, состояние или субстанцию, действующие прямым тормозящим образом на последующее возникновение соответствующей деятельности . Это отрицательное действие называется реактивным торможением. Можно полагать, что каждое повторение реакции, подкрепляемое или неподкрепляемое, вызывает рост реактивного торможения и что это ведет к накоплению реактивного торможения, которое может спонтанно рассеиваться с течением времени».

В определении дается достаточно верное описание динамики развития тормозного процесса. Однако при анализе определения становится заметно, что в нем фактически рассматриваются как идентичные два физиологически совершенно различных явления: падение реакции вследствие продолжительного подкрепления и падение реакции вследствие неподкрепления, и, следовательно, одной категорией объединяются два свойства нервной системы, имеющие между собой мало общего: динамичность тормозного процесса и сила нервной системы относительного возбуждения.

Некоторые авторы термином «реактивное торможение» обозначают не только падение реакции в ситуации типа условнорефлекторной, но и явления, родственные феномену «насыщения» в перцептивной деятельности. Двусмысленность понятия реактивного торможения естественным образом приводит к значительной путанице в теоретических построениях и к неудачам в экспериментальной работе у тех авторов, которые пользуются этим термином как объяснительной категорией.

Таким образом, реактивное торможение, несмотря на внешнее сходство с запредельным торможением, по существу, обнаруживает мало общего с последним и не может рассматриваться как его аналог.

Объясняя природу параметра «силы - слабости нервной системы», И.П. Павлов выдвигал два возможных объяснения слабости корковых клеток: малый запас раздражимого вещества или «легкая», «стремительная», «быстрая» функциональная разрушаемость этого вещества. В работах последних лет своей жизни И.П. Павлов к этому вопросу не возвращался и поэтому нет оснований полагать, что одно из этих объяснений было им впоследствии отвергнуто. «Запомнилось» главным образом первое из этих объяснений: оно чаще всего приводится при изложении вопроса о различии между сильными и слабыми клетками. Но в сопоставлении со всеми мыслями И.П. Павлова о связи между степенью реактивности, степенью функциональной разрушаемости и пределом работоспособности (появлением запредельного торможения) как раз второе объяснение представляется более понятным и более плодотворным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Я - высказывания
Проанализируйте следующие ситуации, сообщая воображаемому партнеру о своих чувствах и мыслях. 1. Вы одолжили на время свои конспекты студенту из вашей группы. Он обещал вернуть их на следующий день. Два дня спустя, когда вам понадобились конспекты, обнаружилось, что ваш приятель их еще не вернул. Я чувствую Когда ты _ Потому что Я ...

Способности и деятельность
Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности. Структура способностей к какому-либо виду деятел ...

Объективный метод
Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находится в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он с ...