RSS Feed

Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Страница 6

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

Б.М.Теплов считал, что основные свойства нервной системы (в том числе сила) - это не черты, а признаки поведения или характера человека. Их нельзя непосредственно «наблюдать». Их нужно открывать путем специального исследования. То, что мы можем непосредственно наблюдать – «образ поведения» - это сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. [39, с. 288]

Сила является свойством нервной системы, а не свойством личности. Это физиологическое, а не психологическое понятие. Это однозначно в физиологическом плане, но многозначно в плане психологическом. Это значит, что при наличии сильной (или слабой) нервной системы в ходе развития при разных условиях жизни и воспитания могут возникнуть разные психологические черты личности.

И все же это понятие имеет очень существенное объяснительное значение в психологии личности, точнее - в вопросах индивидуально - психологических различий личности. Внешние воздействия на человека всегда действуют через внутренние условия, они всегда опосредствованы этими внутренними условиями. Природные свойства нервной системы составляют важнейший компонент этих внутренних условий.

Свойства нервной системы рассматриваются Б. М. Тепловым как «природные свойства», но не обязательно как свойства наследственные: они могут быть результатом внутриутробного развития, а также условий развития в первый период жизни.

По данным А.П. Крючковой и И.М. Островской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы ребенка увеличивается. У дошкольников имеется слабая нервная система, которая тем слабее, чем меньше возраст детей. Таким образом, уже из этих данных следует, что чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная система. Исследования А.М. Сухаревой (1972) показывают, что от 7 до 16-17 лет количество учащихся, имеющих слабую нервную систему, уменьшается, а количество лиц, имеющих сильную и среднюю нервную систему, увеличивается. Эта закономерность выражена как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко. В возрасте 18-25 лет происходит некоторая стабилизация числа лиц с сильной и слабой нервной системой. При этом исчезает и разница между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой. [11, с. 129]

К настоящему времени накоплен огромный фактический материал о связи свойства силы - слабости нервной системы с целым рядом психологических проявлений.

Влияние силы нервной системы (относительно возбуждения) можно предполагать в некоторых параметрах ориентировочной реакции. Это влияние экспериментально показано при изучении индивидуальных различий в направлении сенсорных ориентировочных реакций, и его можно также с определенностью предполагать в величине порога ориентировочной реакции. Поскольку сильная нервная система обладает менее высокой чувствительностью, зависимость между силой и величиной ориентировки должна быть обратной: индивиды со слабой нервной системой должны обладать более выраженной ориентировочной реакцией, особенно при использовании раздражителей слабой и средней интенсивности, которые в случае систем разной чувствительности обеспечат наибольшие различия в физиологическом эффекте. Возможно, это и является одной из причин более высокой ориентировочной активности «неугасимого» ориентировочного рефлекса у некоторых особей слабого типа нервной системы - но, вероятно, только одной из причин, причем не самой существенной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тренинг «Эффективный педагог»
Проведенные исследования и анализ их результатов позволили разработать программу развития личности и профессиональной компетентности педагогов, суть которой – расширение знаний, умений и навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной, общей и дифференциальной психологией, формирование адекватного образа «я – учитель», самор ...

Период раннего и дошкольного детства
С момента рождения у ребенка начинают функционировать разнообразные механизмы психической деятельности, которые обеспечивают его взаимодействие со взрослыми и с окружающей средой и удовлетворение его жизненно важных потребностей. Младенческий возраст от 1 месяца до 1 года характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсор ...

Развитие метода тестов
Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами. Термин «тест» приобрел вскоре такую популярность, как никакое другое психологическое понятие. Он вошел в широкий оборот после статьи Кеттелла "Умственные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году в журнале "Mind" ...