RSS Feed

Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности
Страница 1

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности

Сила нервной системы относится к уровню индивидных свойств в структуре индивидуальности.

К понятию силы нервной системы как фактора индивидуальных различий пришел И.П. Павлов в начале 20-х г. г. Однако основа для выдвижения этого психологического параметра в виде представлений о крайней реактивности и быстрой истощаемости корковых клеток была заложена гораздо раньше. В середине 10-х г. г. И. П. Павлов, основываясь на структурном понимании динамики нервных процессов, впервые сформулировал идею о переходе клеток больших полушарий в тормозное состояние («рефрактерное состояние», «состояние задерживания невозбудимости») в результате «долбления», т. е. длительного применения условного раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных клетках и в них накопляющееся возбуждение.

«Пока внешний раздражитель не сделался условиям, он не является сосредоточенным, и раздражение рассеивается по коре больших полушарий. Когда же он сделался условным, определенным, концентрированным раздражителем, тогда он привязывается к одному пункту, каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. И вот это сосредоточение раздражения в одном месте, или, долбление в одну клетку, и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефрактерное состояние, состояние задерживания, невозбудимости».

Говоря об этом свойстве, И.П. Павлов в то время характеризовал его как вообще присущее корковой клетке и пока не указывал ни на какие индивидуальные различия в проявлении этого качества у разных нервных систем.

Первое упоминание о «слабой нервной системе» относится к I922 г. Слабость здесь отождествлялась с быстрой истощаемостью раздражаемого пункта, влекущей за собой торможение.

В это время впервые было высказано предположение о том, что корковые клетки разных нервных систем могут различаться между собой по такому качеству, как легкость перехода в тормозное состояние, что эти различия представляют собой различия по силе корковых клеток и что, следовательно, легкость возникновения защитного тормозного состояния в нервных элементах и есть критерий силы. [19, с. 58]

Нужно отметить, что термином «слабые» обозначались собаки, которые впоследствии стали рассматриваться, напротив, как «сильные» после работы М.К. Петровой (1928 г.) лишь ввиду высокой подвижности быстро впадающие в сон при отсутствии раздражителей. Тем не менее можно считать, что именно I922 год явился годом выдвижения одного из ведущих параметров Павловской типологии, вскоре занявшего основное положен в классификации, - параметра силы - слабости корковых клеток.

В Павловских работах дальнейших лет постоянно приводилась мысль о легкости возникновения охранительного тормозного процесса в клетках нервной системы как показателе её силы.

Начиная с 1933 г. работоспособность нервных клеток получает новый аспект – аспект выносливости к действию процесса торможения.

Таким образом, если вначале сила нервной системы понималась односторонне, только как выносливость относительно возбуждения, то к концу своей жизни И.П. Павлов пришел к мысли о существовании в рамках понятия «силы» еще одного свойства, характеризующего нервную систему со стороны действия тормозного процесса. Это вполне согласуется с общей точкой зрения Павлова на возбуждение и торможение как процессы отличные и противоположные по своей природе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
1. Анализ результатов исследования видов агрессивности у подростков и юношей показал, что у подростков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия и обидчивость, а юноши более склоны к раздражению. 2. У большинства подростков и юношей высокий уровень враждебности. Высокая враждебность может быть обусловлена у подростков и юношей ...

Этапы развития психологического знания. Допарадигмальный (донаучный)
Психологические знания в форме житейских представлений Психологические знания в рамках философии По мнению ряда философов психологическое знание не может претендовать на статус научного. Первые теории , выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку. Душа как предмет психо ...

Метод эксперимента. Структурно-аналитический метод
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Н ...