RSS Feed

Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением
Страница 1

Психология » Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска) » Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.

В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г. Амбрумова, А.Я. Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное; антисоциальное (антиобщественное); делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное. Различные социально – психологические условия жизнедеятельности задают разнообразные личностные конструкты, которые можно моделировать, создавая реальную воспитательную ситуацию, выступающую в качестве элементов психологической поддержки, не абстрактной, а направленной на решение задач профилактики девиантного поведения, прежде всего связанного с наркоманией.

Идея диагностики и оказания опосредованной психологической поддержки подросткам, склонным к девиантному поведению, прорабатывается на этапах решения исследовательских задач и требует апробирования различного социально – психологического инструментария, который был бы не только действенным для профилактики девиантного поведения, но и органичным подростковому возрасту, личностным новообразованиям.

В связи с этим, необходимо учитывать, что не только характер перехода от детства к взрослости, но и само возникновение подростковых кризисов – это результат воздействия конкретных социальных обстоятельств, способствующих двум основным типам перехода от детства к взрослости: непрерывному и дискретному (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок постепенно учится способам взрослого поведения. При втором типе перехода ребенок оказывается неподготовленным к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости. Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых. Родители и педагоги бывают не готовы к коррекции агрессивных и фрустрирующих проявлений подростков. Возникают барьеры непонимания, отчужденности, излишнего дидактизма, который подчас делает эти проявления гипертрофированными, связанными с девиантным поведением, с употреблением наркотиков. Между тем доказано, что подростки этой группы особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.

Пониманию причин девиантного поведения способствует понятие о социальной "ситуации развития" (Л.С. Выготский), которое характеризуется соотношением внутренних процессов развития и внешних условий, в совокупности определяющих качественно новые психические образования личности. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дали убедительный материал о направленности практической и познавательной деятельности подростков на усвоение норм взаимоотношений и возникновение социально – ориентированных форм общения, которые задают специфическую структуру потребностей (Личко А.Е.).

Исследование личности подростков с отклоняющимся поведением, склонных к употреблению наркотиков, показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней и поведенческой регуляции – установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций (С.А. Беличева). Многие из них находятся в состоянии психологической изоляции, им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии (М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, Г.Г.Бочкарева, З.Ф.Камалетдинова, И.А.Невский, Л.Г.Сагатовская), различные искажения эмоциональной сферы (Т.Н. Курбатова, И.С.Лебединская, А.М. Печенюк, М.М.Калашникова, Л.М. Кацук, В.Г. Колпачев). Подростки, имеющие тенденцию к девиантной активности, связанной со склонностью к наркомании, характеризуются рядом особенностей развития самосознания: недифференцированностью и разынтегрированностью образа Я; расхождением внутренней и демонстрируемой самооценок; рассогласованием когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Страницы: 1 2


Связь потребности и установки
Потребность определяется Дмитрием Николаевичем Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне организма. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну ...

Программа тренинга для снижения предэкзаменационной тревожности. Организация проведения тренинга
Используемые методы Исходя из первой главы, мы сделали вывод, что тревожность является следствием неуверенности в себе, поэтому основой тренига является упражнение на ассертивность, так же для борьбы с тревожностью высокоэффективными являются техники психосоматической саморегуляции: медитация, дыхательные упражнения, релаксация, аффирм ...

Исследование невербального мышления дошкольников без речевых патологий и с общим недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников без речевых патологий и дошкольников с ОНР третьего уровня. Гипотеза настоящего исследования: уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника с общим недоразвитием речи имеет отклонения о ...