Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным
поведениемСтраница 2
Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам.
Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении.
Как показывают психологические исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.).
Основываясь на понимании личностных нарушений подростков с девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин).
Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.
Как человеческий организм реагирует на стресс
Каковы возможные реакции организма человека на стресс?
1. Реакция стресса.
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся си ...
Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера
Он выносил на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".
Липер полагал, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом он п ...
Фазы развития творческих умений личности
Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознатель ...