Темперамент и его место в структуре индивидуальностиСтраница 2
На практике все сводилось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстравертированность -интровертированность.
Более последовательную позицию занимал Б.М. Теплов. Он отмечал опасность смешения двух понятий – типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы. В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В.Д. Небылицыным. Одним из фундаментальных положений этой методологии является требование изучения свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности. По мнению В.Д. Небылицына, классификация типов высшей нервной деятельности, создания на основе учения о свойствах, явилась шагом назад по сравнению с идеей об основных свойствах нервной системы. Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырем «типам» и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных «типов».
Действительно, ориентация только на четыре типа высшей нервной деятельности, четыре типа темперамента стала тормозить развитие дифференциальной психологии. Были выявлены такие сочетания типологических особенностей, которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций Павловской классификации типов. Еще более усложнилась проблема, когда в лаборатории Б.М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность. Поэтому Б.М. Теплов считал, что на данном этапе изучения проблемы больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чем определение «типов».
Исходя из этого, В.Д. Небылицын полагал, что центральной проблемой учения о типах является предварительное детальное изучение природы и содержание основных свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений и лишь как результат этого- постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы и о классификации типов нервной системы.
В.Д. Небылицын полагал, что наибольшее значение в структуре темперамента имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими, содержательными, особенностями личности – ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом.
Вторым основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, его чуткость к эмоциональным воздействиям, его способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других ее не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности- ее направленности, характера, способностей и др.
Многие исследователи выделяют в качестве составляющей темперамента экстраверсию-интроверсию.
Теория социального капитала. Понятие
социального капитала. Основные подходы к исследованию концепции социального капитала
Основы исследования концепции социального капитала сложились в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Они полагали, что при определенных условиях доверие может перестать быть индивидуальным качеством, характеризующим личность, и распространяться в целом на социальную группу или общество.
Впервые термин «социальный капитал» использовал исслед ...
Результаты эмпирического исследования особенностей межличностных отношений
у подростков с задержкой психического развития
Статусная структура группы-социально-психологический показатель, отражающий положение детей в системе межличностных отношений. Социально-психологический социометрический статус определяется числом выборов, полученных от сверстников, и свидетельствует о степени признания в группе.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в к ...
Выводы исследований П.В. Тюленева. «Методы интеллектуального развития».
Цель исследований одаренности П.В. Тюленева: «…помочь родителям сделать своих детей одаренными, сохранить эту одаренность и превратить её в настоящий талант!» Природа одаренности детей окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, ...